Федеральная программа

18 марта 2009 /  
Рубрика: Этажерка

Федеральная целевая программа — «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации (2002-2008)»

Содержание

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения програмными методами
  2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
  3. Программные мероприятия
  4. Ресурсное обеспечение программы
  5. Механизм реализации программы
  6. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации
  7. Оценка социально-экономической эффективности от реализации программ
    • Приложение. 1     Перечень мероприятий программы
    • Приложение. 2     Объёмы и источники финансирования программы
    • Приложение. 3     Бюджетная заявка на 2002 год на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации (2002-2008 годы)»

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации» на 2002-2008 годы (далее именуется — Программа) разработана в соответствии с решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения от 30 июня 1995 г. № 4 «Болезни системы кровообращения и их влияние на состояние здоровья нации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация , связанная с резким ростом заболеваний артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным.

Результаты выборочного обследования населения показали, что общее количество больных с артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает в России более 41,6 млн. человек, хотя по данным официальной статистики, в стране зарегистрировано всего 7,2 млн. больных артериальной гипертонией, в том числе 2,5 млн. больных ишемической болезнью сердца с гипертонией и 2,1 млн. больных цереброваскулярными болезнями (инсульты) с гипертонией. В то же время, результаты выборочного обследования населения показали, что в России общее количество больных с артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше достигает более 41,6 млн. человек.

В структуре причин смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 55,4 процента, из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней – основных осложнений артериальной гипертонии – приходится соответственно 46,9 и 37,6 процента.

Наличие только артериальной гипертонии увеличивает в 3,5 раза смертность мужчин в возрасте 50 — 69 лет.

Поэтому борьба с артериальной гипертонией является проблемой, эффективно решить которую возможно только на государственном уровне.

Ведущая роль в профилактике и диагностике на ранней стадии артериальной гипертонии и лечении неосложненных форм отводится участковым врачам-терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения.

Специализированная помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологических диспансерах, кардиологических кабинетах поликлиник и стационарах.

В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации функционирует 26 кардиологических диспансеров, (18 – из них имеют стационары, 2652 кардиологических кабинета, 55,2 тыс. кардиологических коек (4,1 тыс. из них в диспансерах) и 1162 специализированные кардиологические бригады скорой медицинской помощи, численность врачей — кардиологов составляет 9,2 тыс.человек.

Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.

Из-за недостаточного финансирования кардиологические учреждения и амбулаторно-поликлинические учреждения, плохо оснащены современным диагностическим оборудованием, ультразвуковой аппаратурой, испытывают острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах, — потребность в них удовлетворяется не более чем на 50 процентов, серьезную тревогу вызывает снижение их ассортимента.

Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактической деятельности, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не разработана оценка эффективности проводимых мероприятий.

Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно — пропагандистской системы, направленной на формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактику заболеваний, приводит к недовыявлению более 80 процентов больных артериальной гипертонией.

Квалификация врачей-кардиологов, семейных врачей, знания участковых врачей-терапевтов в области кардиологии не всегда соответствуют современному уровню медицинской помощи кардиологическим больным, в первую очередь больным артериальной гипертонией. Что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы для медицинских работников и педагогов школ по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков. В стране нет базового центра для получения профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.

Не разработаны способы и средства, стимулирующие граждан сохранять и укреплять свое здоровье.

Сложившаяся за последние годы в Российской Федерации эпидемиологическая ситуация связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

Экономический ущерб, обусловленный временной или стойкой утратой трудоспособности, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений — ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней, только в 1999 году составил около 29,3 млрд. рублей.

Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.

Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в таких странах, как США, Канада, Финляндия произошло не вследствие улучшения качества лечения больных, а главным образом в результате активизации деятельности по предупреждению возникновения новых случаев заболевания.

В 1960 — 1970 годах в этих странах на общегосударственном уровне начали проводить профилактические мероприятия, направленные на снижение распространения факторов риска артериальной гипертонии, среди которых питание с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, курение, злоупотребление алкоголем, сидячий образ жизни, повышения холестерина в крови, сахарный диабет, нелеченная артериальная гипертония и другие.

Среди населения Российской Федерации такие факторы риска распространены очень широко и профилактическая работа с ними может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний.

Поскольку проблема борьбы с артериальной гипертонией требует комплексного подхода и решить ее можно путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций в рамках федеральной целевой и региональных программ.

Значительное место в осуществлении этой деятельности отведено учреждениям здравоохранения, задачей которых является не только выявление и лечение больных, но и профилактическая работа среди населения, особенно среди лиц с повышенным риском ее развития. Однако усилий лишь со стороны медицинских работников недостаточно.

Чтобы добиться эффективных результатов необходимо, прежде всего, вовлечь, сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасности артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о навыках здорового образа жизни, и рекомендации по искоренению вредных привычек. В этих целях необходимо Министерству здравоохранения Российской Федерации другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Российской академии медицинских наук, осуществлять совместную деятельность по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и снижение факторов риска их развития. Основным проводником этих знаний являются средства массовой информации.

Весьма эффективные результаты дают программы по укреплению здоровья школьников, для чего Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству образования Российской Федерации предлагается разработать научно обоснованную программу профилактики сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков.

Эффективность мероприятий по профилактике и лечению артериальной гипертонии напрямую связана с решением данной программы в каждом регионе, области, городе с учетом местных условий и имеющихся возможностей при поддержке сотрудничества на государственном уровне. При этом основную инициативу в организации и проведении мер, сотрудничеству с местными администрациями, средствами массовой информации и общественными организациями должны взять на себя работники органов и учреждений здравоохранения.

Однако мероприятиями проводимыми указанную проблему решить невозможно, поэтому столь важна роль государства в разработке и реализации комплексных мер по предупреждению артериальной гипертонии и снижению заболеваемости населения сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе путем выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Профилактическая направленность программы “Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации на 2002 – 2008 годы”, имеет принципиальную новизну в части проведения системных мероприятий, увязывается с целями, задачами м основными принципами Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.

При разработке Программы учитывались рекомендации Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по борьбе с артериальной гипертонией, предложения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В программе предусматривается сохранение имеющихся рабочих мест, а не создание новых мест, поскольку учреждения кардиологических и терапевтических служб системы здравоохранения располагают достаточным количеством рабочих мест для медицинских работников.

Принятие Программы будет способствовать формированию государственной политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов от этих заболеваний.

Программа призвана стать ориентиром для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке программ по борьбе с артериальной гипертонией или при решении конкретных задач в деле улучшения кардиологической помощи населению.

Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений в общей стратегии деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.

2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы

Основными целями Программы является комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

  • укрепление материально-технической базы кардиологических учреждений и клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля, одним из направлений деятельности которых является подготовка врачей-кардиологов;
  • расширение деятельности по предупреждению артериальной гипертонии, повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями;
  • создание государственной системы эпидемиологического мониторинга и системы учета больных артериальной гипертонией;
  • совершенствование подготовки медицинских кадров в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • проведение научно-исследовательских работ по созданию новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.

Программа рассчитана на 2002 — 2008 годы и будет реализовываться в два этапа.

На первом этапе (2002 — 2004 годы) намечается проведение следующих мероприятий: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии; организация и проведение профилактических мероприятий по выявлению больных на ранней стадии заболевания; оснащение современным диагностическим медицинским оборудованием; обеспечение учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами; подготовка и издание для медицинских работников новых методических разработок, справочных и информационных материалов по первичной профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией; создание на федеральном уровне систем эпидемиологического мониторинга артериальной гипертонии и системы учета больных артериальной гипертонией, что позволит получать оперативную информацию об эпидемиологической ситуации в отношении артериальной гипертонии; организация неврологических реанимационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии; повышение квалификации медицинских работников по проблемам кардиологии.

На втором этапе (2005 — 2008 годы) будет продолжено дооснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским диагностическим оборудованием и обеспечение этих учреждений гипотензивными препаратами; обучение населения с помощью информационных программ, адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения, навыкам здорового образа жизни и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; будет увеличен объем профилактических осмотров населения с оказанием при этом консультативной и лечебной помощи; будут функционировать системы эпидемиологического мониторинга артериальной гипертонии и системы учета больных артериальной гипертонией на региональном уровне, что позволит создать базу данных о группах повышенного риска; продолжена организация неврологических реабилитационных отделений для больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

Будут завершены разработки научно-технической документации на производство продуктов питания для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями и высокоэффективных импортозамещающих гипотензивных лекарственных средств.

3. Программные мероприятия

В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

  • профилактика,
  • диагностика,
  • лечение артериальной гипертонии,
  • реабилитация больных с ее осложнениями;

научное обеспечение Программы.

  • укрепление материально-технической базы учреждений кардиологической службы;
  • повышение квалификации медицинских кадров в области кардиологии;

Профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями

Основными направлениями решения этих проблем являются следующие:

  • проведение мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, создание в этих целях, постоянно действующей нформационно-пропагандистской системы, направленной на повышение медицинских и гигиенических знаний населения об артериальной гипертонии для повышения мотиваций к здоровому образу жизни;
  • создание специальных теле- и радиопередач на темы “Способы измерения артериального давления и его нормативы”, “Рациональное питание больных артериальной гипертонией”, “Профилактика артериальной гипертонии с детства”, “Профилактика нарушений мозгового кровообращения при артериальной гипертонии”, “Гипертонические кризы и осложнения артериальной гипертонии”, а также рекламных роликов и видеоклипов, разработка, издание и распространение информационных листков, плакатов;
  • подготовка и выпуск для медицинских работников, работников образовательных учреждений, участвующих в профилактической деятельности, и населения новых методических, справочных и информационных материалов по профилактике и раннему выявлению артериальной гипертонии;
  • организация и проведение мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, профилактике инфаркта миокарда и инсульта у больных гипертонией, полный охват населения, включая детей и подростков (в образовательных учреждениях), измерением артериального давления, организация диспансерного наблюдения лиц с повышенным артериальным давлением;
  • создание государственного эпидемиологического мониторинга артериальной гипертонии на основе унифицированной методики выборочных исследований, анализ и оценки получаемой информации, прогнозирование направления развития эпидемиологической ситуации связанной с артериальной гипертонией и ее осложнениями, разработка профилактических мероприятий, подготовка предложений по вопросам реализации государственной политики в области профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
  • разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и лиц с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний;
  • повышение эффективности лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями на основе внедрения современных методов, обеспечения стационаров (отделений) и клиник кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами, организации реабилитационных отделений для больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.

Научное обеспечение Программы

Для реализации мероприятий Программы предусматривается проведение научно-исследовательскими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Министерства образования Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации прикладных научных исследований и разработок, в ходе которых планируется создать новые эффективные и усовершенствовать существующие методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями, технологии производства продуктов питания с пониженным содержанием холестерина, липидов, солей натрия, а также разработать новые высокоэффективные импортозамещающие гипотензивные лекарственные средства.

Намечается разработка научно обоснованных методов и критериев оценки эффективности мероприятий по борьбе с артериальной гипертонией .

Предполагается дальнейшее расширение международного научного сотрудничества, в том числе с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, участие в разработке и реализации программ Всемирной организации здравоохранения, международных проектов в целях выработки оптимальных подходов к решению проблемы.

Планируется организация рекламно-выставочной деятельности научных достижений и разработок, которая будет способствовать внедрению в практику новых методов профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.

Укрепление материально-технической базы учреждений кардиологической службы

Планируется оснащение современным медицинским диагностическим оборудованием и ультразвуковой аппаратурой кардиологических и терапевтических служб лечебно-профилактических учреждений в 58 регионах и клиник 9 научно-исследовательских центров и институтов кардиологического профиля, оказывающих высокотехнологичные, дорогостоящие виды кардиологической помощи и являющихся базами для подготовки врачей-кардиологов (Российский кардиологический научно-производственный комплекс Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центральный научно-исследовательский центр профилактической медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт кардиологии, Научно-исследовательский институт кардиологии при Саратовском Государственном медицинском университете Министерства здравоохранения Российской Федерации Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения Министерства здравоохранения Российской Федерации, Научно-исследовательский институт кардиологии Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук включая филиал кардиологии в г.Тюмени, Научно-исследовательский институт терапии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и Научно-исследовательский институт неврологии Российской академии медицинских наук.
Повышение квалификации медицинских кадров в области
кардиологии

В настоящем разделе предусмотрены следующие мероприятия:

  • совершенствование учебно-тематических планов и образовательных программ повышения квалификации медицинских работников, введение в них основ профилактики артериальной гипертонии;
  • создание серии учебных видеофильмов об эффективных методах профилактики и диагностики на ранней стадии артериальной гипертонии;
  • разработка и внедрение протоколов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией.

4. Ресурсное обеспечение программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и привлечения средств внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы составляет 3580,42 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 372,1 млн. рублей (10,4 процента), за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 2803,23 млн. рублей (78,3 процента) и за счет средств внебюджетных источников – 405,09 млн. рублей (11,3 процента).

Объем финансирования на 2002 год составляет 558,39 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 60,15 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 435,24 млн. рублей и за счет средств внебюджетных источников – 63 млн. рублей.

В общих расходах за счет средств федерального бюджета расходы на приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля системы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии медицинских наук и расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 229,6 млн. рублей (61,7 процента), расходы на прочие нужды – 142,5 млн. рублей (38,3 процента).

На приобретение дорогостоящего оборудования длительного пользования для оснащения клиник научно-исследовательских организаций кардиологического профиля системы Минздрава России и РАМН.

Расходы на прочие нужды включают в себя проведение следующих мероприятий:

  • создание и развитие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на профилактику артериальной гипертонии, – 60 млн. рублей;
  • подготовка и выпуск новых методических разработок, справочных и информационных материалов по профилактике и раннему выявлению артериальной гипертонии – 4 млн. рублей;
  • создание государственного эпидемиологического мониторинга артериальной гипертонии 28 млн. рублей;
  • разработка и внедрение системы учета больных артериальной гипертонией и ее осложнениями — 27,8 млн. рублей;
  • обеспечение клиник научно-исследовательских учреждений кардиологического профиля современными гипотензивными лекарственными средствами – 16,1 млн. рублей;
  • создание серии учебных видеофильмов об эффективных методах профилактики и диагностики на ранних стадиях артериальной гипертонии – 4,3 млн. рублей;
  • разработка и внедрение в медицинскую практику протоколов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией – 2,3 млн. рублей.

Кроме того, на финансирование программных мероприятий по разделу “ Прочие нужды “предусматривается привлечь 10 млн. рублей из внебюджетных источников (Межрегиональный фонд поддержки здравоохранения “Здоровье”), которые будут определяться при реализации конкретных мероприятий (по согласованию).

За счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации на текущее финансирование будут осуществляться мероприятия по повышению квалификации медицинских работников, совершенствованию кардиологической службы и разработке нормативных документов, связанных с реализацией Программы на всех уровнях системы здравоохранения.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается финансировать проведение профилактических мероприятий и мероприятий по выявлению на ранней стадии больных артериальной гипертонией, оснащение лечебно-профилактических учреждений кардиологического профиля медицинским оборудованием, аппаратурой и современными гипотензивными препаратами, организацию реабилитационных отделений для больных с нарушением мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии.

Кроме того, субъектами Российской Федерации намечается привлечь средства внебюджетных источников (по согласованию) в размере 395,09 млн. рублей.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласованы государственным заказчиком Программы с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации при разработке региональных программ могут предусматривать выделение дополнительных средств, с учетом возможностей региональных и местных бюджетов, а также привлекать средства, общественных организаций, пожертвования граждан и средства других источников.

5. Механизм реализации программы

Государственный заказчик Программы — Министерство здравоохранения Российской Федерации.

К участию в Программе привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательские и общественные организации.

Реализация программных мероприятий осуществляется путем заключения Министерством здравоохранения Российской Федерации с организациями — исполнителями программных мероприятий государственных контрактов (договоров).

Отбор организаций-исполнителей производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет работу по заключению договоров, соответствующих соглашений о намерениях с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств, ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования федеральных государственных нужд и в установленном порядке представляет ее в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации и в Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации в части, касающейся развития научных исследований и осуществлению опытно-конструкторских работ.

В целях привлечения средств внебюджетных источников предусматривается заключение с международными организациями договоров об осуществлении совместных проектов по внедрению новых методов профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии, а также подписание с государствами — участниками Содружества Независимых Государств соглашений о сотрудничестве и кооперации на взаимовыгодной основе.

6. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации

Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком — Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» К реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательские организации – исполнители программных мероприятий. Исполнители отчитываются перед Министерством здравоохранения Российской Федерации о выполнении мероприятий и использовании выделенных средств, в соответствии с показателями, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Для текущего управления Программой государственный заказчик создает дирекцию, возглавляемую заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, утверждает положение о дирекции и ее состав.

Министерство здравоохранения Российской Федерации и дирекция Программы:

  • организуют выполнение мероприятий Программы путем заключения контрактов (договоров) с организациями независимо от собственности;
  • координируют реализацию региональных целевых программ по профилактике и лечению артериальной гипертонии;
  • осуществляют контроль за целевым расходованием выделяемых средств и эффективностью их использования;
  • совместно с федеральными органами исполнительной власти издают нормативные и методические документы по выполнению программных мероприятий;
  • ежегодно уточняют затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей;
  • оказывают исполнителям Программы методическую помощь в реализации мероприятий.

Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно анализирует ход реализации Программы и эффективность использования выделяемых средств, рассматривает эти вопросы на заседании коллегии и в установленном порядке ежегодно к 1 февраля направляет доклады в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Министерство здравоохранения Российской Федерации участвует в подготовке Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодного доклада о ходе реализации Программы в Правительство Российской Федерации и в экспертных проверках реализации Программы, организуемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Оценка социально-экономической эффективности от реализации программ

Экономические аспекты борьбы с артериальной гипертонией включают анализ затрат на лечение больных и их эффективность.

Под эффективностью лечения подразумеваются предупреждение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от артериальной гипертонии и ее осложнений, а также качественное изменение образа жизни, которое приводит к отсутствию необходимости госпитализации и реабилитации больных.

Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения по сердечно-сосудистым заболеваниям.

Как считают эксперты проведение широкомасштабных мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышению качества ее диагностики и лечения позволит:

  • повысить эффективность выявления лиц, склонных к заболеванию артериальной гипертонией;
  • сократить сроки восстановления утраченного здоровья населения за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

снизить:

  • заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями — на 16-18 и ишемической болезнью сердца — на 13-15 процентов;
  • инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
  • смертность от сердечно-сосудистых заболеваний — на 15 процентов, от инсультов — на 14-16, от инфарктов миокарда — на 10-12 процентов;
  • укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений здравоохранения кардиологического профиля;
  • обеспечить современный уровень качества кардиологической помощи населению;
  • усилить деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • сократить расходы на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертонией и ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
  • увеличить период активной трудоспособности граждан.

Экономический эффект от снижения количества заболеваний и инвалидности с временной или стойкой утратой трудоспособности и смертности по причине гипертонической болезни и сердечно-сосудистых заболеваний, где артериальная гипертония является сопутствующим заболеванием, в случае реализации Программы по экспертным оценкам составит 22,4 млрд. рублей.

Экономический ущерб определен на основе прогноза динамики заболеваний, инвалидности и смертности населения от сердечно-сосудистых болезней и изменений среднедушевого валового продукта.

Комментирование закрыто.