Заявление неправительственных организаций для конференции «Здоровье, общество и алкоголь»

30 сентября 2009 /  
Рубрика: Табак и алкоголь

Париж, декабрь 1995 года

Краткое изложение

Добровольные и неправительственные организации работающие в области алкогольных проблем, ежедневно сталкиваются с трагедиями и потерями, связанными с потреблением алкоголя. Придерживаясь разнообразных точек зрения на алкоголь и предоставляя широкий спектр профилактической деятельности, мы объединились на основе нашего общего опыта алкогольных проблем, которые имеют катастрофические последствия для общественного здоровья. Мы приветствуем инициативу Европейского регионального бюро ВОЗ провести конференцию министерского уровня Здоровье, Общество и Алкоголь» в целях содействия дальнейшей реализации Европейского Плана Действий по борьбе с потреблением алкоголя.

Мы призываем представителей национальных правительств:

  • заявить о своих обязательствах проводить последовательную деятельность по снижению связанного с алкоголем ущерба;
  • укреплять позитивный образ трезвости;
  • содействовать эффективному регулированию потребления алкоголя в связи с безопасностью на транспорте;
  • рассматривать все будущие политические программы касающиеся производства и потребления алкоголя с точки зрения их соответствия принципам Плана Действий. Субсидии для производства и распространения алкоголя должны ограничиваться программами направленными на снижение производства;
  • принимать во внимание интересы общественного здравоохранения при принятии международных торговых соглашений.

Мы выражаем озабоченность возрастающими уровнями опасного потребления алкоголя молодыми людьми во многих Европейских странах; а также все увеличивающимися уровнями связанного с алкоголем ущерба, который обусловлен дерегуляцией, в странах Центральной и Восточной Европы, что приводит к снижению ожидаемой продолжительности жизни и возрастанию уровня заболеваемости.

Из признания жесткой взаимосвязи между общим потреблением алкоголя и распространенностью алкогольных проблем следует, что снижение общего потребления алкоголя является главным в профилактике связанного с алкоголем ущерба.

Мы полагаем, что этот всесторонний подход к профилактике связанного с алкоголем ущерба должен уделять особое внимание 6 ключевым областям:

  1. Цены и Налоги. Алкоголь не должен быть дешевым товаром в потребительской корзинке, а акцизные налоги достаточны для защиты общественного здоровья и социального благополучия.
  2. Алкоголь и управление транспортом. Контрмеры должны включать в себя: принятие низкого законодательный уровень содержания алкоголя в крови в 20 мг% и определенно не более чем 50 мг%; энергичные меры контроля соблюдения закона с помощью выборочных проверок дыхания; запрета продажи алкоголя на дорогах.
  3. Реклама алкоголя. Должна быть ограничена, а реклама на телевидении запрещена. Международные правительственные соглашения должны обеспечить, чтобы политика общественного здравоохранения европейских государств не подрывалась международными средствами массовой информации.
  4. Лечение алкогольных проблем. Все люди, которые испытывают связанные с алкоголем проблемы, должны иметь право на свободный доступ к лечению и к службам поддержки в тех местах, где они живут.
  5. Алкогольная политика на производстве. Все работодатели, профсоюзы и ассоциации работников должны развивать алкогольную политику, противодействующие связанному с алкоголем браку в работе, потреблению алкоголя на работе, а также сохранение занятости для тех, кто ищет помощи для преодоления алкогольных проблем.
  6. Общественные кампании. Правительства должны поставить алкоголь темой кампании, по меньшей мере, такой же энергичной и приоритетной, как та, что направлена против нелегальных наркотиков, а также обеспечить просветительные и обучающие программы для соответствующих профессиональных работников.

Европейский План Действий по борьбе с потреблением алкоголя дает основу для профилактики связанного с алкоголем ущерба. Мы просим правительства признать необходимость продлить План за пределы 2000 года.

Преамбула

Неправительственные организации (НГО) работающие в области алкогольных проблем, ежедневно сталкиваются с трагедиями и потерями по всей Европе, связанными с потреблением алкоголя. В условиях происходящих в Европе быстрых социальных изменений и тенденций к дерегуляции, нерегулируемое распространение и потребление алкоголя представляет собой полный несчастий «ящик Пандоры», которые мы вряд ли сможем сдержать как здесь, так и, из-за неограниченной торговли алкоголем, в Третьем мире.

Потери жизней на дорогах, насилие дома и на улицах, прогулы и снижение производительности труда на рабочем месте, а также потребности в мощных и дорогих медицинских службах — это лишь часть связанных с потреблением алкоголя проблем, которые нам слишком хорошо знакомы в нашей работе.

Неправительственные организации, работающие в области алкогольных проблем в Европе и представляющие разнообразные точки зрения на алкоголь и широкий спектр деятельности по профилактике связанного с алкоголем ущерба и помощи пострадавшим от алкоголя людям, мы объединились на основе нашего общего опыта противостояния разрушительным последствиям для здоровья людей, которые вызваны алкогольными проблемами. Мы приветствуем национальные и международные инициативы по снижению связанного с потреблением алкоголя ущерба для здоровья людей и общества в целом. НГО сознают, что алкоголь и иные наркотики представляют серьезную потенциальную угрозу человеческой жизни и достоинству, а также благосостоянию и полноценному функционированию справедливого и равноправного общества.

Эта конференция дает представителям национальных правительств возможность:

Заявить о своих обязательствах по снижению связанного с алкоголем ущерба в Европейском регионе ВОЗ

Признать необходимость партнерских отношений с общественным и неправительственным сектором в целях:

  • повышения общественного осознания природы потребления алкоголя и отношения к этому явлению
  • предоставления информации, образования и помощи лицам с алкогольными проблемами, их семьям и работодателям
  • усиления поддержки адекватных мер контроля над алкоголем;
  • содействия признанию европейцами факта, что профилактика алкогольных проблем является делом каждого и у всех есть возможность принять в этом участие.

Европейские питейные традиции

В то время как питейные традиции в Европе становятся все более схожими, все еще сохраняются значительные различия в природе и масштабе алкогольных проблем. Следовательно, политические меры и программы должны соответствовать национальным особенностям употребления алкоголя (например, для государств, где привычка пить связана с эффектами острого опьянения; винопроизводящим странам, где регулярное потребление ведет к нарастающему негативному влиянию на здоровье, а также тех сообществ, главным образом мусульманских, где трезвость является нормой).

Несмотря на важность этого культурного разнообразия, его не следует преувеличивать. Единство целей должно быть основой подхода к алкогольным проблемам на Европейском уровне. Очевидно, что среди всех проблем, связанных с наркотиками, для жителей Европейского региона алкоголь представляет наибольшую опасность.

Особую тревогу вызывает высокий и при этом все возрастающий уровень связанного с алкоголем ущерба в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза, региона, рассматриваемого международной алкогольной индустрией в качестве наиболее перспективной области своего развития. И хотя исторически большая часть этого региона имела высокие уровни потребления алкоголя и ущерба, связанного с ним, современное их возрастание, очевидно, связано с дерегуляцией экономики и отменой контроля за продажей и потреблением алкоголя. Эта тенденция во многом обуславливает повышение заболеваемости и смертности.

Например, в ряде восточноевропейских стран рост потребления алкоголя связан со снижением средней продолжительности жизни, а уровень алкогольного ущерба оказывает неблагоприятное воздействие на экономическую продуктивность и развитие.

Во многих европейских странах особую тревогу вызывает возрастающий уровень потребления алкоголя молодежью и эта проблема требует особого подхода.

Связанные с алкоголем проблемы не ограничиваются, однако, Европейским регионом. Политические меры в отношении производства, доступности и маркетинга алкогольных напитков становятся все более международными по своему масштабу, и поэтому политика профилактики и регулирования негативных последствий потребления алкоголя должна также принимать во внимание международный аспект, особенно в отношении торговой политики Европейского Союза (ЕС). Мы несем ответственность за предотвращение экспорта европейских алкогольных проблем в развивающийся мир с его редкими, неадекватными и недоукомплектованными системами социальной и медицинской помощи.

Необходимость политики

Очевидно, что алкоголь может вызывать и действительно вызывает широкий спектр неблагоприятных последствий не только для самих пьющих, но и для тех, кто их окружает, а также для общества в целом. По оценкам Всемирного Банка в мире ежегодно происходят 2 миллиона связанных с алкоголем смертей, т.е. 5 процентов от всех смертей, и что связанные с алкоголем болезни затрагивают 5-10 процентов населения Земли. Эти цифры значительно выше в странах и группах с высоким уровнем потребления, в том числе в Европе, где, например, алкоголь прямо связан с 20-40 процентами всех обращений в общемедицинские учреждения, а доля связанных с алкоголем смертей, по оценкам, составляет в среднем до 10 процентов. Порядка 20-40 процентов обращений в психиатрические учреждения вызваны связанными с алкоголем диагнозами: для мужчин Европы алкогольная проблема, вероятно, является одной из наиболее частых причин психиатрических заболеваний.

Однако для большей части Европы, наиболее распространенными и важными проблемами, связанными с потреблением алкоголя, являются медицинские и социальные. К социальным проблемам, в которые вовлечен алкоголь, относятся семейные разрывы и конфликты, преступления, в особенности нарушения общественного порядка и насильственные преступления. Установлено, что алкогольные проблемы родителей являются важной причиной пренебрежения и плохого обращения с детьми, а также насилия над женщинами. Воздействие на детей проявляется в эмоциональных и поведенческих проблемах, таких как депрессия, трудности в установлении взаимоотношений, плохая успеваемость в школе и антисоциальное поведение.

Связь между алкоголем и насильственными преступлениями такова, что изменения в потреблении алкоголя в стране отражаются в уровне преступности. Подобная взаимосвязь также была показана для самоубийств.

По всей Европе наблюдается тесное взаимоотношение между алкоголем и несчастными случаями. Например, в Европейском Союзе порядка 1 из 5 смертей на дорогах связано с алкоголем.

В целом, принимая также во внимание вызванное алкоголем снижение безопасности и производительности на рабочих местах, нужно признать, что вызванные алкоголем экономические и человеческие потери чрезвычайно высоки в большей части Европейского континента.

Основа алкогольной политики

Алкогольная политика не должна основываться на предположении, что так называемое «умеренное» потребление, как бы оно не определялось, является нормой для всего общества.

Например, в среднем по Европе, более чем 1 из 10 мужчин и 1 из 5 женщин вообще не пьют. Эта доля колеблется от 2% мужчин и 6% женщин в Дании и 24% мужчин и 36% женщин в Ирландии. Эти доли могут еще более различаться за пределами Европейского Союза. Помимо этого значительная часть европейцев является редкими потребителями.

На другом конце этого спектра, 20-30 процентов потребителей, которые пьют много, принимают на себя порядка 60-80% общего потребления алкоголя. Большая часть тех, кто много пьет, имеют алкогольные проблемы. Только по этой причине, эффективные действия по снижению связанного с алкоголем ущерба обязательно приведет к снижению уровня потребления алкоголя в стране.

Для снижения уровня алкогольных проблем и, таким образом, защиты здоровья, целью алкогольной политики должно быть поощрение снижения потребления алкоголя и поддержка трезвости. Ввиду возрастания скорости, сложности и взаимообусловленности социальной жизни, а также возможности ошибок, которые могут иметь серьезные и далеко идущие последствия, существует явная необходимость поощрения безалкогольных норм, когда требования безопасности и эффективности особенно важны, наиболее очевидно на рабочих местах и на транспорте.

Принципы алкогольной политики

НГО признают фундаментальные принципы, лежащие в основе эффективных и приемлемых стратегий снижения связанного с алкоголем ущерба:

  • Алкоголь — это не такой же товар, как другие: это мощное психоактивное наркотическое вещество, пагубное действие которого проявляется не только при зависимости, но также и при остром опьянении и длительном регулярном потреблении.
  • Не существует веских доказательств того, что в целом один тип алкогольных напитков менее опасен, чем другой. Поэтому получаемые путем ферментации напитки должны рассматриваться как эквивалент, по своей сути, других алкогольных напитков, а не просто как сельскохозяйственный продукт.
  • Не существует такого явления, как выпивки без риска. Все что можно сказать по этому поводу это — чем меньше алкоголя, тем меньше риск.
  • Хотя те, кто имеет привычку пить много, испытывают особенно серьезные проблемы как индивидуумы, в отношении общего воздействия на общество, очень высокая доля ущерба обусловлена уровнями потребления, которые часто считаются умеренными.

Из этих положений следует, что превентивные меры не могут быть направлены исключительно на тех, кто пьет больше всего и тех, кто в настоящее время испытывает связанный с алкоголем ущерб. Это неверно как в связи с вышесказанным, а также и в связи с более важным положением, которое заключается в том, что существуют как общественные, так и индивидуальные причины алкогольных проблем.

Необходимо подчеркнуть, что наблюдается тесное взаимоотношение между питейной культурой любого общества, общим потреблением алкоголя и распространенностью связанного с алкоголем ущерба. Таким образом, снижение всеобщего потребления является центральной задачей профилактики связанных с алкоголем проблем. Дешевый и широкодоступный алкоголь с минимальными ограничениями ведет к высокому потреблению и, в связи с этим, высокому уровню ущерба.

Из этого, в свою очередь, следует, что регулируемая законами и экономикой доступность алкоголя, его маркетинг и методы, используемые для поощрения потребления, обязательно являются сферой интересов общественного здравоохранения, ибо они оказывают значительное влияние на общий уровень потребления и, таким образом, на связанный с этим потреблением ущерб.

Роль национальных правительств

Очевидно, что правительства не могут не иметь какого-либо вида алкогольной политики. Все, что необходимо, это то, чтобы правительства проводили сбалансированную политику, которая учитывает как огромную степень связанного с алкоголем ущерба, так и экономические соображения, такие как занятость в алкогольной промышленности и приносимый ею доход.

В связи с этим мы рекомендуем национальным правительствам и Европейскому Союзу:

  • Активно поддерживать политические меры по снижению связанного с алкоголем ущерба. Неправительственные организации полагают, что алкоголь должен стать темой кампании, по меньшей мере, такой же энергичной и приоритетной, как та, что направлена против нелегальных наркотиков.
  • Серьезно заняться все возрастающей проблемой совместного потребления алкоголя и других наркотиков.
  • Поощрять финансово и иными способами образовательные программы для семей, испытывающих связанные с алкоголем проблемы.
  • Укреплять позитивный образ трезвости.
  • Содействовать эффективному регулированию потребления алкоголя в связи с безопасностью на транспорте.
  • Рассматривать все будущие политические программы касающиеся производства и потребления алкоголя с точки зрения того, насколько они вносят свой вклад или, по крайней мере, совпадают с очерченными выше принципами алкогольной политики.
  • Пересмотреть политику в отношении субсидий для производства и распространения алкоголя. Субсидии должны ограничиваться программами направленными на снижение производства и, в особенности, предотвращения перепроизводства.
  • В отношении международных торговых соглашений убедиться в том, что:
    • В них включены специальные положения, касающиеся действий по контролю за маркетингом и распространением алкогольных продуктов, которые не должны восприниматься как препятствия торговле до тех пор пока они не используются как скрытое средство дискриминации против импортируемых продуктов.
    • Обеспечено представительство и рассмотрение интересов общественного здравоохранения, на которые может повлиять соглашение.
  • Признать, что в Европе не хватает сравнительной информации, особенно в области связанных с потреблением алкоголя социальных проблем и что эта нехватка затрудняет сравнение одной страны с другой, ограничивает возможности установления реалистических целей по снижению уровня алкогольных проблем, а также мониторинг успехов и неудач превентивных программ. Следовательно, правительства должны, сотрудничая с соответствующими международными агентствами, поощрять и содействовать улучшению сбора информации о связанных с алкоголем проблемах, в особенности в отношении семьи, преступности и общественного порядка, рабочих мест, а также социальной стоимости алкогольных проблем.

Мы полагаем, что этот всесторонний подход к профилактике связанного с алкоголем ущерба должен уделять особое внимание 6 ключевым областям:

1. Цены и Налоги

Фундаментальным принципом налогов на алкоголь должен заключаться в том, что они достаточны для того, чтобы покрыть все прямые и косвенные затраты обусловленные связанными с потреблением алкоголя проблемами.

Цена в значительной степени определяет потребление алкоголя. Следовательно, алкоголь не должен быть или становиться дешевым товаром в потребительской корзинке.

Акцизные налоги не должны рассматриваться исключительно как средство увеличения доходов, но также как налог, который государства вольны установить для того, чтобы защитить общественное здоровье и социальное благополучие.

Этот принцип имеет особое отношение к ЕС. Рыночным силам в виде приграничной торговли, не должно быть позволено подрывать уровень налогов в странах-членах ЕС. Директива ЕС о беспошлинном личном провозе должна быть пересмотрена, нормы личного провоза должны стать в целом сравнимыми с теми, которые были установлены особыми правилами для Финляндии и Швеции при их присоединении к ЕС. Существующие нормы провоза в значительной степени бессмысленны, ими часто злоупотребляют и они поощряют мошеннический импорт. Они отчетливо оказывают и будут продолжать оказывать пагубное действие на налоговый режим и, следовательно, уровень защиты здоровья в ряде стран — членов ЕС.

В отношении структуры различий в уровнях налогообложения алкоголя, так как обычно именно алкоголь в алкогольных напитках и наносит вред и не было доказано, что один напиток в целом изначально менее опасен, чем любой другой, имеется явная причина для налогообложения напитков пропорционально количеству содержащегося в них алкоголя.

2. Алкоголь и управление транспортом

Все меры противодействия вождению в нетрезвом состоянии должны основываться на осознании того, что вождение и выпивки несовместимы и что для всех водителей единственным разумным и приемлемым уровнем алкоголя в крови является нулевой.

Мы полагаем, что правительства должны одобрить меры противодействия вождению в нетрезвом состоянии, которые, как было показано, являются эффективными:

  • Низкий законодательный уровень содержания алкоголя в крови для обеспечения безалкогольного вождения, предпочтительно 20 мг% и определенно не более чем 50 мг%
  • Энергичные меры контроля соблюдения закона с помощью выборочных проверок дыхания, которые направлены на усиление сдерживания из-за роста ощущаемого риска быть схваченным
  • Запрета продажи алкоголя на дорогах
  • Высокоприоритетная общественная просветительная кампания сфокусированная на антисоциальной природе вождения в нетрезвом состоянии
  • Особые и специально направленные образовательные программы для тех, кто обучается вождению.
  • Наказания, пропорциональные серьезности нарушения, особенно в случаях приведших к смерти или ранению других людей.
  • Специальные программы лечения для пьющих, обвиненных в вождении в нетрезвом состоянии.

3. Реклама и распространение алкоголя

Реклама алкоголя должна быть ограничена во всех Европейских странах. В особенности должна быть запрещена реклама на телевидении и должен быть более жесткий контроль за косвенной рекламой с помощью таких методов как спонсорирование спорта.

Почти все европейские страны установили некоторую форму контроля за рекламой алкоголя. Рекламы алкоголя на телевидении нет, например, в таких странах как Франция, Российская Федерация, Швеция и Дания. Среди стран с частичным запретом находятся Португалия, Финляндия и ряд областей Испании. Некоторые страны (например, Дания) также запретили рекламу алкоголя на стадионах, кроме того, существуют ограничения на рекламу алкоголя в журналах для молодежи (например, во Франции и Великобритании).

Международные правительственные соглашения о правилах рекламы алкоголя в международных средствах массовой информации, должны обеспечить защиту от того, чтобы политика общественного здравоохранения европейских государств подрывалась международными средствами массовой информации.

4. Лечение алкогольных проблем

Все люди в Европейском Регионе которые испытывают связанные с алкоголем проблемы, как в связи с собственным потреблением, так и в связи с потреблением других людей, должны иметь право на свободный доступ к лечению и к службам поддержки в тех местах, где они живут. Ранние интервенции и программы лечения в первичной медицинской помощи, в общемедицинских учреждениях и социальных службах должны получить поддержку как часть широкого спектра служб, включающих особые службы для связанных с алкоголем проблем включая зависимость.

Необходимо содействовать принятию общих минимальных стандартов для работников здравоохранения и социального обеспечения в отношении их знаний и навыков, требуемых для определения и регулирования алкогольных проблем.

5. Алкогольная политика на производстве

Все производства являются важным местом для деятельности по укреплению здоровья и для информации и просвещения о потреблении алкоголя. Как и для вождения, основным принципом является тот, что алкоголь и производственная обстановка несовместимы.

Все работодатели, профсоюзы и ассоциации работников должны поощряться за развитие алкогольной политики, содержащей процедуры и программы для всех работников и мероприятия, противодействующие связанному с алкоголем браку в работе, потреблению алкоголя на рабочем месте или в рабочее время, а также процедуры сохранения занятости для тех, кто ищет помощи для преодоления алкогольных проблем. Так как правительства сами являются большими работодателями, они должны признать, что в этом вопросе они должны служить примером.

6. Общественные кампании, просветительные и обучающие программы

У правительств есть обязанность обеспечить предоставление населению в целом информационных материалов о потреблении алкоголя и проблемах, возникающих в связи с острым и хроническим опьянением. Образовательные программы должны быть приспособлены и культурно соответствовать таким особым группам, как женщины, молодежь, рабочие и военные. Школьные учреждения должны быть свободны от алкоголя. Школьные программы должны поощрять здоровый образ жизни. Требуются обучающие программы для школьных учителей, молодежных работников, работников здравоохранения, социального обеспечения и всех тех профессий, которые контактируют с алкогольными проблемами.

Европейский План Действий по борьбе с потреблением алкоголя

Принятый ВОЗ Европейский План Действий по борьбе с потреблением алкоголя дает основу для профилактики связанного с алкоголем ущерба. НГО приветствуют тот факт, что все европейские правительства уже одобрили План. Однако, мы просим их признать, что действия по снижению связанного с алкоголем ущерба должны продолжаться и далеко за пределами 2000 года.

НГО также просят правительства признать, что если это действительно План Действий они должны играть ключевую роль и обеспечить как руководство действиями, так и ресурсы, в особенности в связи с тем, что эффективным действиям против алкогольного ущерба наверняка всегда будет препятствовать и сопротивляться алкогольная индустрия в национальном и международном масштабе.

Частично по этой причине, правительства должны признать, что, как заявляла ВОЗ, требуется Европейское движение против алкогольного ущерба, и оно не может быть навязано сверху. Оно обязательно должно основываться на общественном понимании, согласии и участии. Если людям в Европе предоставить факты, они найдут ответ. Во многих странах уже есть признаки значительной общественной поддержки мерам направленным против алкогольного ущерба, в особенности вождения в нетрезвом состоянии. Такие тенденции общественного мнения должны и далее поддерживаться и в этой связи мы рекомендуем всем правительствам Европейского Региона ВОЗ обеспечить перевод на национальные и региональные языки и широкое распространение Европейского Плана Действий по борьбе с потреблением алкоголя и других соответствующих документов ВОЗ.

Роль НГО

Хотя правительства играют ключевую роль, политическая реальность такова, что даже там, где общественное мнение поддерживает меры по снижению связанного с алкоголем ущерба, например, вождению в нетрезвом состоянии, правительства вряд ли смогут действовать без поддержки широкого круга НГО.

Во многих странах помощь людям с алкогольными проблемами предоставляется главным образом НГО включая организации самопомощи. Их вклад должен быть признан. Создание и сохранение Европейского движения против алкогольного ущерба потребует от НГО использования их способностей к работе с различными органами, к мобилизации населения, к предоставлению доступных служб и к гибкости в реагировании на разнообразные потребности людей.

Правительства должны признать и предложить реалистическую финансовую поддержку негосударственным организациям, которые играют важную и похвальную роль в предоставлении информации и обучения, помощи и защиты, позволяя им при этом сохранять свою независимость. Правительства также должны поддержать требования НГО смежных направлений — работающих в области здоровья матери и ребенка, профилактики травм, профилактики домашнего насилия, действий потребителей и т.д. — в направлении предотвращения связанных с алкоголем проблем.

Комментирование закрыто.