В чем специфика описания в СМИ легальных и нелегальных наркотиков

9 октября 2009 /  
Рубрика: СМИ пишут ...

1. В ходе проведения многочисленных пресс-конференций по отдельным аспектам контроля над табаком, мы встретились с такой проблемой: журналистам, редакторам, даже общественным деятелям эта тема кажется очень маленькой, узкой и сводится к вопросу «курить или не курить». Тут стоит вспомнить, что курение + артериальная гипертония = смерть.

Мы можем обсуждать экономику и акцизы, а из зала будет раздаваться вопрос о том, как заставить врачей и учителей бросить курить в целях профилактики. Тогда хочется мысленно послать спрашивающего, только не ругательно, а на ссылку на знакомом сайте, к публикациям, книгам, проведенным уже когда-то акциям. Но на каждую встречу приходят все новые практиканты.

Все те же вопросы – как бросить, а не лучше ли заняться профилактикой. И в газетах продолжают попадаться все такие же публикации обо всем сразу, не обозначающие никакого конструктивного пути.

К теме нелегальных наркотиков журналисты, да и большинство их читателей и слушателей относятся более серьезно, вернее, как к более страшному злу. Но большинство публикаций сводятся либо к описанию ужасов жизни наркоманов, либо являются репортажами об оперативных рейдах. Пути, как к данной теме можно относиться и что в отношении нее делать, чтобы появился свет в конце тоннеля, опять таки, не указываются.

Алкоголь – всем знакомый и привычный наркотик, а потому обычно изображаемый не страшно, почти как знакомый сказочный злодей. Нередко встречаются публикации, которые алкоголь хвалят и прославляют. Но лидером в этом ряду в последние годы оказывается пиво.

Вот этим темам, для кого-то ставшим величайшей проблемой жизни, а для кого-то по-прежнему кажущимся мелкими и незначительными, посвящена данная книга. Чтобы не перечислять всякий раз все те вещества, которые являются объектом рассмотрения, оговоримся сразу, что некоторые из них являются легальными (как сигареты, водка или пиво), а другие нелегальными (как героин, кокаин, марихуана, ЛСД и многие другие), но все они являются наркотиками. Так мы и будем их обозначать, если речь идет обо всей обозначенной группе веществ.

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления

Нередко в СМИ можно встретить описание каких-то связанных с наркотиками тем, где о них речь идет примерно таким же образом, как если бы это были любые другие товары или предметы потребления. Встречается немало рафинированных экономических статей, анализирующих динамику развития табачной или пивоваренной промышленности. И хотя такой взгляд имеет право на существование, у всех наркотиков есть одна чрезвычайно важная особенность. Все они вызывают зависимость, болезни, преждевременные смерти потребителей и многочисленные беды для их близких. Именно это главное, что объединяет все наркотики — их способность вызывать страдания людей. А потому констатация успехов табачной или алкогольной индустрии означает, что стало производиться больше приводящих к смерти веществ, значит, больше людей станут их потреблять и умрут от этого.

1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней

Разумеется, в ответ на этот вопрос можно сказать немало, перечисляя те общие признаки, которыми характеризуется алкогольная, табачная, наркотическая зависимость. Это и особая выраженность психологических, поведенческих компонентов, и склонность к рецидивированию, и многочисленные проблемы, являющиеся следствием зависимости. Поскольку эти проблемы связаны с потреблением определенных веществ, данную область здравоохранения иногда называют «Злоупотребление веществами». Именно с наличием конкретных веществ, которые можно употреблять себе во зло, и связана совершенно особая характеристика, которая отличает все эти заболевания и делает особенно трудным противодействие их распространению по миру. Это финансовая заинтересованность тех или иных корпоративных групп в потреблении этих веществ — заинтересованность, имеющая место, несмотря на то и даже благодаря тому, что это потребление почти неизбежно приводит к возникновению заболеваний. Если бы не вызываемая этими веществами зависимость, то не было бы сверхприбылей индустрии и наркобизнеса. Если бы не сверхприбыли наркобизнеса, то не было бы нынешней статистики распространенности наркомании. Если бы не доходы табачной и алкогольной индустрии, то не было бы десятков и сотен тысяч ежегодных смертей в каждой стране и миллионов в мире.

Речь идет о деньгах – огромных, не мерянных. Речь идет о транснациональной табачной индустрии, которая получает прибыль с каждого курильщика, которого ей удалось завлечь в свои сети. Каждая сексуальная иллюстрация с сигаретой во рту, каждое язвительное замечание в прессе по поводу прекращения курения работает на ее прибыль.

Занимаясь подбором сотрудников для киевского офиса одной транснациональной табачной компании, сотрудница кадрового агентства искренне удивлялась, почему хорошие специалисты отказывались идти на такую высокооплачиваемую работу: «Ведь это просто компании,удовлетворяющие потребность людей». К сожалению, отношение многих людей на Украине к производителям табачных изделий или алкогольных напитков примерно такое же, как и к другим компаниям, например, производящим кефир или кетчуп. В мире же за этим бизнесом закрепился журналистский штамп «торговцы смертью».

Возможно, масштабы финансовых успехов табачной индустрии несколько превышают успехи, например, пивоваренной промышленности. Однако во всех этих случаях суть остается одной и той же. Как развитие табачной зависимости у подростка, который будет платить дань табачной индустрии всю оставшуюся жизнь, выгодно производителям табака, так и приучение молодых людей к алкоголю посредством сладких слабоалкогольных напитков выгодно производителям любого алкоголя, будь то пиво или водка.

Таким образом, любая наркомания – это не только серьезная болезнь, но и такая проблема, возникновение и распространение которой кому-то выгодно. Поэтому важно помнить, на ком лежит ответственность за данную проблему: не на несчастном наркомане, а на том, кому было так выгодно продать ему наркотик.

Вторым важным отличием наркомании любого вида от прочих заболеваний является видимая добровольность заболевшего в развитии заболевания. Вроде бы зная об опасностях курения (Минздрав постоянно предупреждает) и всех прочих наркотических веществ, потребитель сам платит немалые деньги, чтобы, в конечном счете, получить болезни и смерть. Парадокс? Все дело в том, что перед физическим потреблением любого наркотического вещества будущий потребитель вначале потребляет информацию о положительных свойствах данного наркотика. Маленький ребенок начнет плакать, если ему дать вдохнуть табачный дым, или плеваться, если дать ему глотнуть пиво или водку. Это естественная реакция организма, и подавить ее можно только внушив выросшему ребенку, что…

А далее уже профессиональные маркетологи и их добровольные помощники могут связать потребление этих веществ с любыми тайными и явными желаниями. Немалую роль в этом процессе внушения играют и СМИ. В любом случае важно одно – без информации о мнимых свойствах данных веществ они являются просто веществами (перебродившим соком, травой в поле, красивым красным цветком). Физическое злоупотребление веществами всегда начинается со злоупотребления информацией об этих веществах.

1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков

Если средства массовой информации существуют для того, чтобы общество развивалось и становилось лучше, чтобы люди приобретали новые возможности и избавлялись от проблем и страданий, то, вероятно, в сфере, связанной с легальными и нелегальными наркотиками, цель СМИ может состоять в том, чтобы способствовать сокращению ущерба и проблем, вызванных всеми этими веществами.

Как свидетельствуют результаты авторитетных исследований, существенное сокращение проблем возможно в том случае, если сокращается общее потребление вызывающих эти проблемы веществ.

1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?

Порой от общественных деятелей и журналистов можно услышать, что материалы в СМИ никак не могут повлиять на то, чтобы люди меньше пили и курили. Поэтому общественным деятелям якобы нет смысла добиваться внимания СМИ, а надо непосредственно работать с соответствующими государственными органами. Журналистам же нет смысла тратить энергию для сбора информации по данной тематике, все равно на такие материалы никто не обращает внимания.

Попробуем взглянуть на эту точку зрения с другой стороны. Если бы реклама не влияла на потребителей, табачная индустрия не тратила бы на нее огромные суммы денег, которые больше, чем затраты на производство самих табачных изделий. Если бы материалы в СМИ ничего не значили, алкогольная и табачная индустрия не тратила бы массу денег на пресс-туры, медиа-клубы и явно заказные материалы.

И хотя один конкретный материал в СМИ вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию, каждый материал вносит свою лепту в то, чтобы склонить общественное мнение в ту или иную сторону. Более того, отсутствие таковых материалов неизбежно склоняет это мнение в противоположную сторону.

Примером этого является ситуация в области потребления табака в США и странах бывшего СССР. После Второй Мировой Войны курение было широко распространено и социально приемлемо в обеих странах. В 1950-х и 1960-х годах в этих странах были проведены и опубликованы в медицинских журналах экспериментальные и клинические исследования, демонстрирующие воздействие табака на здоровье. Однако в США результаты этих исследований были отмечены средствами массовой информации и экспертами общественного здравоохранения, которые, в свою очередь, представили вопросы табака и здоровья на рассмотрение всей страны. В СССР, в противоположность этому, эти важные исследования редко выходили за пределы специализированных медицинских журналов, доступ общественности к которым был ограничен. Другими словами, не был заполнен разрыв между медицинской наукой и общественностью. Конечно, это не единственная причина различий ситуации с табаком в этих странах, которая наблюдается в настоящее время; тем не менее, это, видимо, является одной из важнейших причин.

Рассмотрим подробнее эффект информационных кампаний в США. Сейчас кажется, что американцы изначально вели здоровый образ жизни, но в 1940-х годах они выкуривали намного больше сигарет, чем жители Украины или России сейчас. В начале 1950-х годов несколько популярных изданий сообщили новые научные данные о курении рядовой публике. В США было несколько статей в Reader’s Digest и в Consumer Report (два весьма популярных среди различных групп населения журнала), которые информировали публику об опасностях курения для здоровья. С середины 1960-х годов информационные и просветительные кампании, финансируемые как из частных, так и из правительственных источников, стали более интенсивными. Дала ли эта информационная деятельность какие-либо результаты? Тенденции курения в США позволяют ответить на этот вопрос утвердительно.

Уровень прекращения курения определяется по числу курильщиков, успешно бросивших курить в данном году. До 1940-х годов прекращение курения в США было очень редким среди тех, кто пристрастился к табаку. Эта величина стала расти во всех возрастных категориях, как среди мужчин, так и среди женщин в середине 1940-х годов. Для обоих полов график этой величины может быть описан как положительно ускоряющаяся тенденция в течение 1950-1970-х годов, так что между 1950 и 1964 годом ежегодный уровень успешного прекращения курения вырос, по меньшей мере, в три раза во всех возрастных категориях. Не менее 3 миллионов человек прекратили курить только в 1964 году (когда был опубликован первый доклад Главного Врача США об опасностях курения для здоровья, получивший широкое освещение в СМИ), а в последующие годы ежегодно прекращали курить от одного до трех миллионов человек. Среди прочих успехов в контроле над табаком в США можно упомянуть следующие:

  • В США ежегодное потребление сигарет на душу населения снизилось с 4400 в 1963 году до 2100 в 2000 году.
  • Среди врачей США за тот же период распространенность курения уменьшилась с 55% до 3%.
  • В США с 1986 по 1998 год заболеваемость раком легких уменьшилась на 4%.

Изменилось общественное мнение в США:

  1. Большинство американцев знают, что курение приводит к смертельным заболеваниям и вызывает сильную зависимость.
  2. Табачные компании не пользуются доверием и презираются.
  3. Курящий политик не сможет добиться высоких постов.

Одной из причин успеха была активная работа сторонников контроля над табаком со СМИ. В 1990 году в национальных СМИ США в день в среднем появлялось 1-2 материала о табаке, а в 1998 году – 6-7 материалов. При этом все больше материалов разрабатывались и оформлялись для продвижения политических изменений и преодоления препятствий, которые при этом могут возникнуть. Поскольку у политических изменений всегда есть оппоненты (иначе они сразу бы принимались), в СМИ постоянно появлялись, с одной стороны, материалы, подтверждающие позицию сторонников контроля над табаком, с другой стороны, материалы, направленные на противодействие аргументации оппонентов.

И, как мы видим, это привело к существенным изменениям. СМИ способны влиять на уровень потребления легальных и нелегальных наркотиков.

Таким образом, если читатель согласен с нами в том, что целью СМИ в освещении алкогольной, табачной и наркотической тематики является сокращение потребления этих веществ и, как следствие, связанных с ними проблем, то мы приглашаем такого читателя вместе с нами поразмышлять, какими средствами это может быть достигнуто.

Если же читатель видит цель СМИ в освещении данной темы принципиально по-другому, то с таким читателем мы на этой странице расстаемся.

Навигация по разделу — о средствах массовой информации (о СМИ):

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления
1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней
1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков
1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?
2.1 Психология журналистов, пишущих на темы легальных и нелегальных наркотиков
2.2 Интересы журналиста и интересы потребителя информации
2.3 Легальные и нелегальные наркотики – предмет индивидуального потребления или объект политики?
2.4 Социально-культуральные препятствия для освещения вопросов контроля над алкоголем, табаком и наркотиками в СМИ
2.5 Защита общественных изменений – почему это работает
2.6 Социальный маркетинг и политическая работа со СМИ
3.1 Стратегическое планирование. Девять ключевых вопросов для достижения ясности в построении стратегии
3.2 Сообщение, которое мы хотим передать
4.1
Как обычно выглядят статьи о наркотиках, алкоголе и табаке
4.2 Как писать о наркотиках с пользой?
4.3 Особенности освещения темы алкоголя в СМИ с точки зрения общественного здравоохранения
4.4 Как подготовить эффективный материал о табаке
5.1 Персональные истории как информация для СМИ
5.2 Результаты научных исследований
5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных
5.4 Международная информация по проблеме
6.1 Какую информацию можно получить от разных людей
6.2
Психологические трудности контакта «журналист – эксперт»
Приложение №1
Приложение №2

Татьяна Андреева
Анна Довбах
Константин Красовский

Комментирование закрыто.