5.1 Персональные истории как информация для СМИ

17 октября 2009 /  
Рубрика: СМИ пишут ...

Ориентируясь на перечисленные выше темы, касающиеся легальных или нелегальных наркотиков, журналист будет искать материал, необходимый для раскрытия выбранной темы. Обсудим несколько типов используемой информации.

Как журналисты, так и, вероятно, читатели любят, когда материал начинается с какой-то яркой и увлекательной персональной истории. Дело в том, что здесь действует множество психологических механизмов, позволяющих сделать материал более эффективным. Знакомясь с историей чьей-то жизни, читатель относится к теме с меньшей критикой, чем если бы те же идеи были выражены сухим языком, напрямую, «в лоб». Художественные образы традиционно пробуждают у читателей и зрителей разнообразные ассоциации, которые могут существенно изменить отношение к проблеме, а вследствие этого, возможно, и поведение. Присоединяясь к действующим лицам, читатель может представить себя в подобной ситуации и мысленно прорепетировать, что он стал бы делать, случись все это с ним.

Однако, разумеется, от мастерства и профессионализма журналиста зависит то, какие именно мысли возникнут у читателя, на какие именно действия он будет побужден. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы использование персональных историй сопровождалось необходимой постановкой проблемы и обсуждением путей ее решения. Например прежде чем рассуждать о такой проблеме как артериальная гипертония — нужно внимательно изучить основы этого заболевания.

Приведем несколько примеров из мониторинга наркотической темы. Различные и обычно достаточно большого объема статьи о людях, которые, в силу тех или иных обстоятельств, столкнулись с наркотиками, довольно многочисленны в печатных СМИ. Обычно эти истории вызывают живую эмоциональную реакцию читателя. Вопрос в том, какая цель ставится автором. От этого зависит, что можно увидеть в статье в продолжение персональной истории.

Исповеди

Эти истории, возможно, и не требуют продолжения. Большинству читателей становится ясно, что это ужас, которого не следует повторять, хотя, возможно, яркие впечатления первых опытов с наркотиками кого-то заставят попробовать это же.

Чрезвычайно яркий материал «Хомо химикус» в газете Украина-центр от 25.01.02 содержит впечатления от первого лица о действии большинства наркотиков, которые потребляются наркоманами.

Продолжение отсутствует

В этом случае это просто ужасающая статья, не предлагающая какого-либо выхода из ситуации и не оставляющая надежды на перспективы улучшения. Такова статья в газете Сегодня от 11.01.2002 «Сын американского миллионера сделал мою дочь наркоманкой, а затем убил!» Речь в статье идет о девушке, которая мечтала удачно выйти замуж за иностранца, но, оказавшись в США, почувствовала себя в золотой клетке. Затем оказалось, что муж ее наркоман и занимается выращиванием марихуаны. Когда она попыталась возражать против его бизнеса, он стал подмешивать ей наркотики. Мать узнала о смерти дочери, сгоревшей в подожженном доме, от американского следователя.

История холодит душу. К сожалению, автор не предлагает никаких решений, лишь сокрушается в конце статьи, что на сайте международного агентства, куда обратилась героиня статьи, размещены анкеты женщин из 62 стран. Украинок среди них больше всего – 9481. Фактически, главная идея данной статьи одна: «Не ходите, девки, замуж! Ничего хорошего»

… поэтому нужно ужесточить наказание

Некоторые статьи также не имеют продолжения, но некоторых читателей могут подтолкнуть к мыслям о необходимости более жестких наказаний.

Ужасающая статья опубликована под рубрикой «Жуть» в газете Комсомольская правда от 15.01.02 «Наркоман расправился со своими родителями. Мать он забил молотком, а отца застрелил». Содержание, фактически, отражено в заголовке. Завершается статья информацией о том, что от наркотика он будет отвыкать в течение 15 лет лишения свободы, к которым его приговорил суд.

…поэтому приходите в церковь

Немало статей, в которых описание судьбы пристрастившегося к наркотикам человека круто меняется, когда в его жизни появляется какой-то человек, который нашел свой путь к богу и готов показать его другим.

Такова статья Инны Рогоман в газете Факты от 23.01.02 ««Умоляю, введите мне дозу»,- просила девушка наркоманов, надеясь, что так она вылечится от несчастной любви. После измены супруга Наташа пристрастилась к наркотикам. Но именно он помог ей избавиться от наркозависимости и научил ценить жизнь». Собственно, в заголовках этой газеты содержание статьи уже отражено.

…поэтому приходите к нам лечиться

Наиболее частое продолжение статей о судьбах наркоманов – рассказ о клинике, терапевтической (чаще христианской) общине, куда человек, которому было так плохо, пришел, и как он теперь несказанно счастлив. Конечно, это нормальный рекламный ход.

Примеры:

««Наркомания излечима!» — считает запорожский нарколог Виталий Василенко. И доказывает это на практике». (Аргументы и Факты в Украине, №3, 2002) Структура статьи достаточно традиционна. Выбираются наиболее яркие примеры судеб никем ранее не излеченных людей, которые избавились от своих проблем, встретившись со своим доктором. Далее описывается технология и принципы его работы, завершается статья контактными телефонами и номером лицензии. Впрочем, описание метода лечения обычно бывает сделано хорошо и может не вызывать протеста даже у специалистов в данной области, хотя некоторые детали методики все же остаются под вопросом. Узким вопросом в таких статьях является вопрос об эффективности. Если речь идет о возможности 100-процентного излечения, то, разумеется, это обман. В данной же статье и в данном вопросе все достаточно гладко: «избавляются … все, кто по-настоящему этого желает». Хорошее уточнение.

«Как освободиться от наркотического плена?» (Бульвар, №6, 2002, Сегодня от 16.05.02) Популяризируется метод сверхбыстрого избавления от наркотической зависимости «Ультрарапид», используемый в «клинике ABC». Разумеется, имеется ссылка на ведущие клиники Европы и Америки, на обучение персонала за границей, на благодарственные письма бывших пациентов. К счастью, кроме сверхбыстрой детоксикации, пациентам также предлагается пройти реабилитационную программу «Discovery» длительностью 28 дней. Понятно, что в отсутствии страховой медицины и государственного финансирования подобных программ, такие клиники вынуждены предлагать пациентам услуги с наиболее звучными названиями и привлекательными результатами. Однако, наверное, стоит упомянуть, что быстрая и безболезненная детоксикация обычно приводит к не менее легкому возврату к наркотикам, особенно, если за сервис клиники платят не пациенты, а отчаявшиеся родственники.

5.2 Результаты научных исследований

Использование результатов научных исследований в публикациях СМИ на темы легальных и нелегальных наркотиков обычно делает материал более убедительным, придает персональной истории характер обобщающей закономерности.

Американские сторонники контроля над табаком приходят к выводам, что в значительной мере именно благодаря активной популяризации в СМИ результатов научных исследований, касающихся влияния курения на здоровье, удалось изменить ситуацию отношения американской общественности к курению. Существует немало других примеров уместного и эффективного использования результатов научных исследований в СМИ.

Источники информации о результатах научных исследований могут быть различными. Это и эксперты-ученые, и материалы научных публикаций, и сообщения об опубликованных исследованиях в популярных изданиях. Разумеется, непосредственно научными статьями может пользоваться не каждый журналист, поскольку для практической интерпретации результатов исследования необходима специальная подготовка в данной предметной области.

К автору исследования можно обратиться, если он доступен, но в настоящее время большая часть исследований, по понятным экономическим причинам, все же происходит в западных странах. В связи с этим более подходящими для использования в СМИ кажутся пересказы результатов научных исследований информационными агентствами. Этим квалифицированно, с привлечением интервью авторов и других специалистов, занимаются различные англоязычные информационные агентства, и среди них хочется в первую очередь отметить Би-Би-Си, где имеется большой раздел, посвященный здоровью.

На сайте yahoo имеется множество тематических подборок (full coverage), в частности по темам злоупотребления веществами, где присутствуют линки на англоязычные статьи по данной тематике в электронных СМИ всего мира за сегодняшний и предыдущие дни.

Substance_Use_and_Abuse) . Авторитетным источником информации на наркотические темы в мире является сайт американского института NIDA (www.drugabuse.gov). Следом за англоязычными информационными агентствами информацию о научных исследованиях в ближайшие дни обычно пересказывают многочисленные русскоязычные информационные агентства. Однако, к сожалению, это не всегда происходит достаточно корректно.

Например, в мае 2001 года Рейтер, а также множество других информационных агентств опубликовали информацию о том, что никотин способен убивать микобактерии туберкулеза и другие опасные микроорганизмы. Об открытии сообщил работавший во Флориде Салех Насер, который случайно обнаружил антимикробное действие табачных листьев и позднее выяснил, что это действие было обусловлено никотином. Хотя для гибели клеток микобактерий туберкулеза была необходима очень небольшая концентрация никотина, автор подчеркнул, что он не считает, что для улучшения респираторного здоровья всем следует курить, поскольку концентрация никотина при курении является нестабильной и в результате не оказывает того действия, которое было обнаружено в лаборатории.

Другие исследователи также предложили относиться к этому известию с осторожностью, прежде всего, не интерпретировать результаты исследования как доказательство пользы курения для здоровья. Во-первых, множество людей курят, но при этом заболевают туберкулезом. Во-вторых, многие лекарства обнаруживают противомикробное действие в лаборатории, но оказываются неработающими в организме.

Упомянутое исследование о губительном влиянии никотина на микобактерии стало предметом обсуждения многочисленных русскоязычных информационных агентств, при этом во всех этих сообщениях, являющихся, по существу, копиями друг друга, упущены оговорки авторов о том, что речь идет лишь о влиянии никотина, а не о пользе курения. Некоторые же сообщения смещают акценты в сторону пользы курения для здоровья, чего не было в первоначальных сообщениях о результатах данного исследования.

Обнаруживаются и другие ляпсусы в том, как СМИ пересказывают результаты научных исследований.

Например, в Киевских ведомостях от 1.10.02 со ссылкой на Mednovosti под заголовком «Лекарство заменит кокаин» читаем: «Нокаин может стать для кокаинового наркомана тем же, чем стал метадон для тех, кто употребляет героин. По данным исследователей из медицинского центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, этот препарат уменьшает симптомы «ломки»». Заметим, между прочим, что в клинической картине кокаиновой наркомании «ломка» отсутствует.

Навигация по разделу — о средствах массовой информации (о СМИ):

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления
1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней
1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков
1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?
2.1 Психология журналистов, пишущих на темы легальных и нелегальных наркотиков
2.2 Интересы журналиста и интересы потребителя информации
2.3 Легальные и нелегальные наркотики – предмет индивидуального потребления или объект политики?
2.4 Социально-культуральные препятствия для освещения вопросов контроля над алкоголем, табаком и наркотиками в СМИ
2.5 Защита общественных изменений – почему это работает
2.6 Социальный маркетинг и политическая работа со СМИ
3.1 Стратегическое планирование. Девять ключевых вопросов для достижения ясности в построении стратегии
3.2 Сообщение, которое мы хотим передать
4.1
Как обычно выглядят статьи о наркотиках, алкоголе и табаке
4.2 Как писать о наркотиках с пользой?
4.3 Особенности освещения темы алкоголя в СМИ с точки зрения общественного здравоохранения
4.4 Как подготовить эффективный материал о табаке
5.1 Персональные истории как информация для СМИ
5.2 Результаты научных исследований
5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных
5.4 Международная информация по проблеме
6.1 Какую информацию можно получить от разных людей
6.2
Психологические трудности контакта «журналист – эксперт»
Приложение №1
Приложение №2

Татьяна Андреева
Анна Довбах
Константин Красовский

Комментирование закрыто.