5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных

18 октября 2009 /  
Рубрика: СМИ пишут ...

Статистические данные придают материалу «ауру объективности»

Для достижения любых позитивных изменений в области общественного здоровья критически важно опираться на количественные показатели, которые подчеркивают общественную важность проблемы. Журналисты сами часто просят дать им «какую-то статистику», но иногда лишь для того, чтобы украсить свой материал цифрами, имеющими слабое отношение к основной теме их материала.

Не понимая сути проблемы, журналисты иногда искажают статистические данные. Например, уже в нескольких украинских газетах довелось читать, что «80% наркоманов являются ВИЧ-позитивными», хотя на самом деле 80% ВИЧ-позитивных являются наркоманами. Переставив местами показатели, журналист завышает число ВИЧ-инфицированных в десятки раз.

Статистические данные сами по себе не являются материалом для СМИ

Так же как и любой иной вид информации, они должны быть превращены в ясные, точные и неотразимые аргументы в поддержку Вашей позиции. Не менее важно уметь находить слабые места в статистических аргументах Ваших противников и ставить эти аргументы под сомнение.

Критерии оценки качества аргументов, основанных на статистических данных:

  1. Определены ли те факты, которые существенным образом освещают проблему?
  2. Насколько ясно выражены эти факты и объяснено, каким образом они получены и чем подтверждаются?
  3. Если приведен причинно-следственный аргумент, существуют ли при этом исключения? Можно ли их определить?
  4. Помогут ли представленные факты и аргументы поменять взгляды аудитории в нужном направлении?
  5. Являются ли представленные факты и аргументы достоверными и строго доказуемыми?

Если Вы получили материал с большим количеством данных, не пытайтесь использовать их все сразу. Хотя все эти данные могут быть полезны для Вашей работы, Ваша аудитория не разбирается так глубоко в Вашей проблеме и может не понять всех нюансов. Вам нужно определить один результат, который сможет с наибольшей силой повлиять на восприятие аудиторией Вашей проблемы и указывать на необходимость перемен. Если читателям или зрителям нужно запомнить четыре числа, чтобы понять Вашу мысль, то Ваш выбор неверен.

Используемые статистические данные нужно связать как с той проблемой, которой Вы занимаетесь, так и с взглядами той аудитории, на которую Вы хотите повлиять

Процесс превращения данных в легко понятную информацию, показывающую, что она имеет самое непосредственное отношение к Вашей проблеме, называется «творческой эпидемиологией» или «социальной математикой». Ее цель – это найти образ или фразу, которая делает Вашу позицию ясной и неотразимой, не искажая при этом данные, на которых она основана.

Приемы и правила социальной математики

  • Делите большие статистические числа так, чтобы прийти к данным, имеющим непосредственное отношение к Вашей аудитории;
  • Сравнивайте с хорошо известными данными или же данными об иных проблемах, которые воспринимаются аудиторией как важные;
  • Используйте имеющиеся статистические данные для получения информации о Вашем собственном городе или области;
  • Используйте аналогии, чтобы сравнить масштаб Вашей проблемы с той, которой уделяется значительное внимание;
  • Подчеркивайте позитивные стороны Вашего подхода к проблеме;
  • Не пытайтесь экстраполировать Ваши данные слишком далеко;
  • Проверяйте надежность Ваших данных и точность Ваших расчетов – ибо это будут делать скептические журналисты и Ваши оппоненты.

Пример. В 1996 году сторонники рекламы табака пугали депутатов Верховной Рады тем, что в случае запрета рекламы табака Украина потеряет 400 миллионов долларов. Мы тщательно проверили расчеты и посмотрели, как эти потери отразятся на жизни обычного гражданина. Оказалось, что даже если расчеты верны, то каждый гражданин потеряет сумму, равную стоимости одного трамвайного билета в год.

Где найти статистическую и прочую количественную информацию:

  • Государственные источники статистических данных – нужно понимать, какие данные собираются, кем и каким образом. Лучше использовать первоисточник.
  • Публикации в научных журналах – часто содержат анализ данных, но иногда умалчивают важные детали исследования.
  • Публикации в СМИ – часто наиболее легкий путь получения информации, но данные могут быть искаженными. При возможности следует выходить на первоисточники материала в СМИ.
  • Опросы – используйте данные других опросов и проводите опросы сами.
  • Интернет – особо полезен для нахождения зарубежных данных, но надо обращать внимание на репутацию сайта.
  • Используйте недавно обнародованную информацию, чтобы подчеркнуть важность Вашей проблемы.

Как отобрать нужную информацию

Попробуйте творчески ответить на следующие вопросы:

  • Решения какой именно проблемы я добиваюсь?
  • Какова конкретная количественная мера измерения этой проблемы?
  • Каковы количественные последствия этой проблемы?
  • Существует ли тесная взаимосвязь между двумя явлениями, которую нужно продемонстрировать, чтобы показать необходимость политического решения данной проблемы?
  • Принимались ли аналогичные меры с успехом в прошлом (или в иных странах)?

Отвечать на статистические аргументы Ваших оппонентов не менее важно, чем представлять собственные данные

Часто такие ответы оказываются прекрасной возможностью для публикации в СМИ, в которой можно будет подчеркнуть Вашу позицию. Это позволяет СМИ поиграть в объективность, представляя две точки зрения, а аудитории всегда приятно узнавать о чьих-то ошибках, подтасовках и прочих неблаговидных вещах.

Что делать, если какие-то цифры или результаты кажутся Вам подозрительными

  • Попробуйте узнать источник данных и методологию их обработки. Если тот, кто приводит данные, не может или не хочет представить такую информацию, это уже подозрительно.
  • Действительно ли представленные данные поддерживают выдвинутое утверждение?
  • Если источником данных является научное исследование, какова репутация исследователей? Где была опубликована научная работа? Не противоречат ли эти данные существенному количеству исследований по той же проблеме?
  • Если источником является опрос, то насколько «честными» были вопросы (не подталкивали ли они респондентов к желаемым ответам)? Среди кого проводился опрос, и как проводился отбор респондентов?
  • Насколько точно опубликованная версия данных соотносится с первоисточником данных, или они выдернуты из контекста или представлены в искаженном виде?
  • Нет ли противоречий в представлении оппонентом данных для разных аудиторий?
  • Имеет ли вообще представленное утверждение отношение к рассматриваемой проблеме? Если нет, то следует указать, почему: что было искажено и представлено неверно, почему аналогия неверна, о чем важном умолчали.

Что делать, если Вы обнаружили, что представленные Вашим оппонентом данные или утверждения ошибочны?

  • Кратко изложите то, что Вы обнаружили, на понятном аудитории языке.
  • Выделите один-два пункта, которые кратко и ясно объясняют ошибку и ее последствия.
  • Укажите на источник данных, которые подтверждают Вашу точку зрения.
  • Будьте осторожны, чтобы не утонуть в деталях. Если аудитория не поймет Вашу позицию после первого же прочтения, она не будет разбираться дальше.
  • Если Вы выступите против Ваших оппонентов, Ваши аргументы будут проверяться вдвое тщательнее. Поэтому они должны быть твердокаменными, ясными и краткими.

Что должно следовать за утверждением «Вы неправы!»

Хотя важно указать ошибки и недостатки утверждения Вашего оппонента, не позволяйте этому несогласию превратиться в перебранку или же сойти за простое «расхождение точек зрения равного достоинства». Нужно не только указать на фактическую ошибку, но и объяснить, почему Ваша поправка имеет существенное значение для рассмотрения проблемы. Во-первых, спросите себя: «В чем главная причина их утверждения?» Укажите эту причину очень ясно и покажите, как дискредитация их заявления усиливает Вашу позицию. Будьте конкретны – то, что очевидно Вам, может быть неочевидно аудитории.

У Ваших противников всегда будет больше денег, чтобы протолкнуть в СМИ свои материалы. Им ничего не стоит включить туда несколько цифр для достоверности без серьезного риска быть пойманными. Сторонникам здоровья намного труднее пробиться в СМИ. Непроверенная информация и необоснованные утверждения могут послужить причиной отвержения Ваших материалов. Ваши материалы всегда должны быть безошибочны и непротиворечивы. Если один раз обнаружат, что Ваша информация недостоверна, Вас не будут больше слушать. И какова бы ни была репутация Ваших противников, Ваша дискуссия превратится в перебранку, а у них мегафон мощнее.

5.4 Международная информация по проблеме

То, что происходит в мире в сфере легальных и нелегальных наркотиков, находит свое отражение в разных источниках информации. Это, разумеется, могут быть публикации зарубежных СМИ, особенно электронных, которые проще найти и которые нередко цитируются в местных печатных изданиях. Это также могут быть материалы сайтов, публикации и пресс-релизы международных организаций, работающих в данной сфере, таких как ВОЗ и другие агентства ООН. Многие ведущие организации в мире сейчас имеют сервера, поддерживающие собственные рассылки новостей.

Часто СМИ используют информацию, прежде всего скандального свойства, касающуюся знаменитостей. При этом журналисты нередко значительно изменяют полученную информацию. Обычно источником служит новость, опубликованная каким-либо зарубежным информационным агентством, а вот интерпретации могут оказаться довольно разными. Несколько примеров.

В середине января этого года со ссылкой на британский таблоид News of the World появились сообщения о том, что принц Гарри, сын наследника английского престола принца Чарльза, посетил клинику для страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Газета День (15.01.02 «Наследник британской короны увидел ужасы наркомании») в связи с этим весьма по-доброму написала, что визит был связан с тем, что принц Чарльз в прошлом году обнаружил, что Гарри курит марихуану в одной из загородных резиденций королевской семьи. Поэтому он решил организовать визит в клинику, чтобы Гарри увидел, как алкоголь и наркотики влияют на людей, и таким образом избавил себя от возможных ошибок в будущем.

Примерно в этом же духе выдержана и статья в газете Факты от 15.01.02. Констатируется, что «Гарри, пообщавшись с персоналом и пациентами клиники, был поражен увиденным… Действия Чарльза вызвали широкое одобрение общественности… Принц Уэльский повел себя в этой ситуации весьма педагогично…»

Газета же Сегодня от 14.01.02 опубликовала под рубрикой «Скандал» статью под заголовком «У британского принца проблемы с наркотиками». В остальном в статье информация та же, «проблемы» только в заголовке.

В газете Киевские ведомости от 14.01.02 название еще круче: «Британского принца лечат от наркомании». И далее в статье речь идет именно о том, что Гарри «направлен на лечение», «информацию о лечении … подтвердили в Букингемском дворце», хотя далее речь идет все о том же, что «главная работа врачей клиники заключалась в том, чтобы давать Гарри возможность беседовать с людьми, страдающими серьезной наркозависимостью.»

Совершенно иной взгляд на данную ситуацию опубликовала 21.01.02 в статье «Сыновей-принцев – «мордой в грязь» ради личного рейтинга» газета Сегодня вслед за британским журналом Спектейтор и ИТАР-ТАСС. Оказывается, принц Чарльз озабочен обеспечением себе признания перед восшествием на трон, поэтому он использует различные семейные истории для демонстрации популярных шагов.

Таким образом, мы имеем пять публикаций, основанных на одном и том же материале. Однако они имеют различные послания. В первых двух статьях авторам хотелось привлечь внимание читателей к достойному выходу из темы экспериментирования с наркотиками. Если читателями оказываются молодые люди, они могут получить послание о том, что положение тех, кто потребляет наркотики, ужасает. Если читателями оказываются родители молодых людей, то для них может появиться вариант того, как обсуждать с детьми тему наркотиков, как действовать в случае предположений, что дети экспериментируют с наркотиками.

Авторы последних трех публикаций использовали материал исключительно как источник сенсации на тему «Запад прогнил» или «Богатые тоже плачут». Увы, это представляется менее конструктивным.

Такой персональный материал из-за рубежа может быть инструментом, но важно, что строят с помощью этого инструмента.

Навигация по разделу — о средствах массовой информации (о СМИ):

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления
1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней
1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков
1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?
2.1 Психология журналистов, пишущих на темы легальных и нелегальных наркотиков
2.2 Интересы журналиста и интересы потребителя информации
2.3 Легальные и нелегальные наркотики – предмет индивидуального потребления или объект политики?
2.4 Социально-культуральные препятствия для освещения вопросов контроля над алкоголем, табаком и наркотиками в СМИ
2.5 Защита общественных изменений – почему это работает
2.6 Социальный маркетинг и политическая работа со СМИ
3.1 Стратегическое планирование. Девять ключевых вопросов для достижения ясности в построении стратегии
3.2 Сообщение, которое мы хотим передать
4.1
Как обычно выглядят статьи о наркотиках, алкоголе и табаке
4.2 Как писать о наркотиках с пользой?
4.3 Особенности освещения темы алкоголя в СМИ с точки зрения общественного здравоохранения
4.4 Как подготовить эффективный материал о табаке
5.1 Персональные истории как информация для СМИ
5.2 Результаты научных исследований
5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных
5.4 Международная информация по проблеме
6.1 Какую информацию можно получить от разных людей
6.2
Психологические трудности контакта «журналист – эксперт»
Приложение №1
Приложение №2

Татьяна Андреева
Анна Довбах
Константин Красовский

Комментирование закрыто.