6.1 Какую информацию можно получить от разных людей

19 октября 2009 /  
Рубрика: СМИ пишут ...

Даже чтобы написать «Курение это яд», журналисту нужен источник: сказал эксперт, подтвердили врачи и т.п. И если не лениться, то в области контроля над табаком легко найти как местные, так и зарубежные новости, данные исследований, точку зрения экспертов. Эти данные можно найти в литературе, Интернет. Однако самым благодатным источником информации для СМИ традиционно оказываются контакты с людьми.

Если посмотреть на поле интересов, сил, денег в отношении табака и алкоголя, то видим таких основных игроков с достаточно предсказуемыми позициями: 

1. Производители товара — заинтересованы в отсутствии любых ограничений, предпочитают о вреде для здоровья умалчивать. Обсуждают обычно несправедливость государства (депутатов, чиновников) в отношении их отрасли, приносящей огромные суммы налогов в бюджет.

2. Рекламисты — им вообще-то все равно, что рекламировать. Однако в условиях, когда от 40 до 70 процентов рынка — реклама алкоголя и табака, они будут стоять на стороне производителей. Даже если сами эти люди знают, как никто другой (по результатам маркетинговых исследований), что своей работой делают зависимыми и больными тысячи людей.

3. Потребители товара — курильщик и пьющий всегда будет защищать свою зависимость как присущую ему личную черту и свободу. Впрочем, реакция здесь во многом зависит от того, как поставлен вопрос. Когда мы собирали подписи за запрет рекламы табака, нередко слышали такую реакцию: «Поскольку я курю, я, наверное, не имею права ставить свою подпись, но я за то, чтобы мои дети не видели рекламы табака».

4. Косвенные потребители — их иногда в наркологии называют созависимыми. Человек сам не потребляет товар, однако испытывает на себе его действие. Так жены умирают от рака легких, если их мужья курят дома. Другие жены пьют вместе с мужьями, чтобы «ему меньше доставалось», и приобретают выраженные признаки алкоголизма. Другие не пьют сами, но чрезвычайно страдают от пьющих или потребляющих наркотики членов семей. У этой группы есть своя позиция, но в большинстве случаев ее представители слишком заняты борьбой внутри семьи, чтобы оказаться потенциальными собеседниками журналиста. Впрочем, в последние годы появляется все больше общественных организаций, объединяющих родителей наркоманов, членов семей алкоголиков.

5. Защитники здоровья — некоторые врачи сами курят и пьют. Большинство врачей считает, что их усилия не могут привести к каким-либо изменениям, поэтому в привычки пациентов не вмешиваются, а потому и четкой позиции, которой можно поделиться с журналистом, не имеют. Государственные чиновники здравоохранения нередко заинтересованы в изменении ситуации, однако часто у них не хватает организационных и личных ресурсов для отстаивания позиции.

6. Общественные защитники здоровья, которые специализируются в данной предметной области, знают о вреде табака, алкоголя, наркотиков очень много, они активно и эмоционально формулируют свою позицию. Однако такие люди нередко замыкаются в своем узком кругу и обсуждают проблемы, малоинтересные основной массе людей и СМИ.

Вероятно, информация, которую можно получить от представителей этих групп, зависит также от того, кто окажется оппонентом в споре или с чьей позицией будут сопоставляться их взгляды. Давайте представим, какие проблемы могут обсуждаться и какие сообщения могут звучать при разном сочетании представителей этих сил.

Если пригласить представителя индустрии и представителя рекламистов, то разговор, вероятно, пойдет очень слаженно. Они могут дружно поругать правительство и парламентариев за высокие налоги, в очередной раз похвалить свои товары, упоминая их изысканность, предназначенность исключительно для тех, кто «понимает в них толк». Возможно, речь пойдет о той же свободе выбора и о том, как трудно в наше время продвигать товар в условиях конкуренции и ограничения рекламы. Оба собеседника непременно привлекут внимание к своей благотворительной деятельности, к социальным или молодежным программам.

Если журналист пригласит представителя министерства здравоохранения и общественной организации, то, скорее всего, самые смелые идеи Минздрава, пока далекие от реализации, получат критику неправительственных организаций как половинчатые, непоследовательные, соглашательские и отстающие от мировой практики решения проблем такого рода. Соответственно, баланс разговора окажется совсем в другом месте: насколько серьезна проблема в данной стране, какие доказавшие свою эффективность в иных странах мира меры следует внедрять в ближайшем будущем.

Если пригласить представителя потребителей и созависимых, то может получиться разговор о том, какие интересы существуют у каждой группы и как их воспринимает другая сторона. Если будут заданы соответствующие вопросы, можно выйти на весьма конструктивные обсуждения того, как, например, курильщики могут учитывать интересы своих близких и ограждать их от воздействия табачного дыма, или о том, как близкие могут помочь курильщикам в прекращении курения. При иных вопросах может получиться более жесткий и эмоциональный диалог.

Если в разговоре встретятся, например, представители рекламного агентства и общественной организации матерей, то акцент разговора окажется на том, каким образом рекламная индустрия подвергает опасности здоровье и жизнь детей.

Если журналист пригласит к разговору тех, кто имеет проблемы здоровья, вызванные потреблением наркотиков, и медиков, может получиться разговор о проблемах оказания помощи, интересный для обеих сторон.

Перечисление и обсуждение вариантов сочетаний можно продолжать.

Итак, к каким из перечисленных групп журналисты обращаются как к экспертам?

Представители алкогольной и табачной индустрии, наркобизнеса и наркомафии

Вероятно, такое перечисление многим покажется странным.

Многие журналисты привыкли доверять солидным и серьезным людям. Для них убедительны представители бизнес-структур, именно они, дескать, занимаются реальным зарабатыванием денег, делают дело. Однако эти солидные господа причиняют реальный материальный ущерб своим потребителям и всей экономике, зарабатывают на смертях людей. Поэтому они являются экспертами, но не в защите интересов и здоровья людей, а в обратном, и, прежде чем обращаться к ним за информацией, возможно, стоит еще раз взглянуть на заголовок данного раздела.

Представители государственного здравоохранения

Разумеется, эти люди могут выступать в качестве экспертов. Однако журналисту следует убедиться, что данный специалист является специалистом именно в той области, которая является предметом интереса журналиста. Например, в ходе осуществления Всеукраинской кампании «Бросаем курить вместе» мы убедились, что экспертов по прекращению курения в Украине пока совсем немного.

Люди, пострадавшие от легальных и нелегальных наркотиков

В других странах мира основными источниками информации были и остаются истории реальных людей.

Например, интервью с больными раком, их семьями — очень привычный для Америки, и ни разу не встреченный у нас жанр. А ведь эти люди — самая соль проблемы курения, они куда убедительнее любых специалистов.

С другой стороны, как мы видели в предыдущей части, наши СМИ в большей степени обращаются за историями жизни потребителей нелегальных наркотиков.

Информация из третьего сектора

Несколько слов о том, какую роль играет третий (негосударственный и некоммерческий) сектор. В большинстве развитых стран неправительственные организации выступают в качестве экспериментальной площадки для апробации различных идей и программ. Фонды на выполнение работ часто предоставляются государством, которое таким образом получает более дешевый продукт и, в случае успеха, может внедрять его в масштабах менее гибких государственных структур. При этом в большинстве развитых стран имеется более или менее четкое представление о том, что может выполняться в рамках третьего сектора, а что нет.

На территории бывшего Советского Союза третий сектор уже начинает играть роль, которая характерна для него в других странах. При этом имеют место некоторые особенности.

В большинстве стран СНГ госзаказ пока не стал нормой жизни, и государственное финансирование деятельности третьего сектора наблюдается не часто. В связи с этим источником финансирования в большинстве случаев оказываются зарубежные и международные фонды.

Среди различных типов организаций третьего сектора представляется оправданным выделить два их наиболее важных типа. С одной стороны, это массовые членские организации, с другой стороны, это небольшие профессиональные организации. Если представители первых скорее могут характеризоваться эмоциональным отстаиванием своей, порой крайней, позиции, то вторые могут быть ведущими экспертами в тех или иных областях, особенно таких, которыми государство пока в силу тех или иных причин занимается недостаточно.

На данный момент именно неправительственные организации часто являются носителями информации, невыгодной индустрии. Борцы за здоровый образ жизни не только владеют экспертным знанием, но и нередко богатым визуальным иллюстративным материалом, информацией о реальных случаях с пациентами, о законодательном процессе.

Если государственный чиновник от Минздрава говорит скучно, не заинтересованно и не убедительно, если люди на улице в мини-интервью озвучивают 1-2 банальности, то лучший источник информации — организованная общественность.

Навигация по разделу — о средствах массовой информации (о СМИ):

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления
1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней
1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков
1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?
2.1 Психология журналистов, пишущих на темы легальных и нелегальных наркотиков
2.2 Интересы журналиста и интересы потребителя информации
2.3 Легальные и нелегальные наркотики – предмет индивидуального потребления или объект политики?
2.4 Социально-культуральные препятствия для освещения вопросов контроля над алкоголем, табаком и наркотиками в СМИ
2.5 Защита общественных изменений – почему это работает
2.6 Социальный маркетинг и политическая работа со СМИ
3.1 Стратегическое планирование. Девять ключевых вопросов для достижения ясности в построении стратегии
3.2 Сообщение, которое мы хотим передать
4.1
Как обычно выглядят статьи о наркотиках, алкоголе и табаке
4.2 Как писать о наркотиках с пользой?
4.3 Особенности освещения темы алкоголя в СМИ с точки зрения общественного здравоохранения
4.4 Как подготовить эффективный материал о табаке
5.1 Персональные истории как информация для СМИ
5.2 Результаты научных исследований
5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных
5.4 Международная информация по проблеме
6.1 Какую информацию можно получить от разных людей
6.2
Психологические трудности контакта «журналист – эксперт»
Приложение №1
Приложение №2

Татьяна Андреева
Анна Довбах
Константин Красовский

Комментирование закрыто.