Приложение 1. Война с алкоголем.

21 октября 2009 /  
Рубрика: СМИ пишут ...

Множество людей любит выпить, а некоторым даже нравится быть пьяными. Это реальный мир вокруг нас, это культура данного общества. Аргументы здоровья легко отражаются популистскими призывами к свободе личности. Алкоголь доставляет удовольствие, позволяет торговать и получать прибыль, дает занятость и поддерживает казну. Множество людей хорошо относятся к алкоголю и с неприязнью воспримут любого, кто вмешивается в их привычки и прибыли. Это вызов, который бросает нам жизнь в прошлом и настоящем.

Гриффитс ЭДВАРДС

Какую наилучшую позицию в современных условиях могут занять те, кто озабочен тем, чтобы снизить тот ущерб, который наносит людям и обществу алкоголь? Как мы можем привлечь к себе людей? Как нам добиться политического доверия? В современной истории можно обозначить, по меньшей мере, три вида позиций в области алкогольной политики:

  • нападение на алкоголь и попытки радикально изменить общественные представления;
  • попытка обойти общественные представления, сделав проблемой «алкоголизм»;
  • перспектива алкогольных проблем.

Нападение на алкоголь и попытки радикально изменить общественные представления

Во-первых, давайте рассмотрим позицию, которая пытается противопоставить общественной культуральной поддержке алкоголя контр-культуру, которая определяет алкоголь как зло, источник семейного насилия и убийств, причину безумия. На персональном уровне эта позиция предполагает, что человек должен подписаться под клятвой и стать трезвенником, тогда как на уровне населения окончательной целью тех, кто борется против алкоголя с такой позиции, является «сухой закон».

С самого своего начала трезвенническое движение было как этическим «крестовым походом», так и практическим движением с политическими целями. Его деятельность вырастала до всемирных масштабов, и в дни перемен оно показало способность развиваться в изменившейся роли. Но какова бы ни была наша личная позиция в отношении алкоголя, и вне зависимости от того, решили ли мы лично придерживаться трезвости или нет, история двадцатого века показывает, что война с алкоголем не является той основой, вокруг которой в большинстве стран может быть построена алкогольная политика, пользующаяся общественной поддержкой и политически выполнимая. Нам необходимо изменить позицию.

Превращение в проблему «алкоголизм»

Вслед за отменой «сухого закона» в Америке возникла вторая позиция по питейному вопросу. Вовсе не алкоголь является проблемой, а только алкоголизм. Эти новые теоретики обошли предыдущую дилемму и теперь были рады оставить множество много пьющих людей, сконцентрировавшись на тех немногих особых людях, которые имели несчастье получить алкоголизм. С 1940-х годов эта научная школа реконструировала питейную проблему таким образом, что она уже не касалась выпивок, а только «болезни алкоголизма». Обязанностью общества было обеспечение адекватной и гуманной помощи больным алкоголикам, тогда как подавляющая часть граждан могла быть оставлена в покое со своими выпивками. Алкоголь имел мало общего с алкоголизмом, и поэтому новые теоретики не испытывали ни малейшего конфликта с про-алкогольным общественным мнением.

Концепция болезни предлагала политические меры, направленные на алкоголизм, а не на алкоголь, и позволяла пьяницам пьянствовать, вполне явно исходя из непопулярности ограничений выпивок среди населения. Некоторое время эта точка зрения представлялась основой всех теорий об алкогольной политике, точка зрения, говорившая «оставьте алкоголь в покое».

К большому удивлению, этот послевоенный консенсус начал быстро разрушаться и появившиеся к 1970-м годам исследования сделали формулировку «алкоголь и алкоголизм — это разные вещи» непригодной основой для Общественного Здоровья.

Перспектива алкогольных проблем

Это перспектива, способ рассмотрения вещей, приземленный эмпирический подход, а не какая-либо великая теория. Эта концепция и ее выводы могут быть описаны очень просто.

Целью политики является предотвращение или смягчение связанных с алкоголем проблем среди всего населения. Причины озабоченности поэтому не являются скрытыми, абстрактными или основанными на некоторой системе ценностей, они вызваны явным ущербом, который наносит алкоголь. Такая позиция с большой вероятностью получит широкую общественную поддержку, потому что общество неизбежно испытывает эти потери и страдания. Поэтому эта перспектива обладает подлинным потенциалом построения сильных союзов между проводимыми правительством действиями в интересах здоровья общества и заботами низовых структур сообщества.

Алкогольные проблемы определяются широко и идут далеко за пределы узкой медицинской концепции «алкоголизма». Такие проблемы:

  • существуют в физической, психологической и социальной сферах;
  • включают в себя как острые случаи и травмы, так и хронические болезни (артериальная гипертония и т.д.);
  • относятся как к ущербу, который испытывает сам пьющий, так и к ущербу, который пьющий наносит окружающим его людям.

Испытанием ценности общественной политики в этой области является то, добивается ли она успеха. Первоначальным испытанием ценности политической меры является то, может ли она эмпирически показать снижение бремени и затрат, которые испытывает общество от алкоголя, в отношении одной или нескольких целей – снова подчеркивая ее приземленность и практичность.

Эта перспектива укоренена в личную, семейную, общественную и экономическую реальность, будучи при этом вполне научно обоснованной. Эта перспектива поддержки рациональных действий.

Что же делать, с точки зрения перспективы алкогольных проблем, с теми людьми, которые выпивают, и которых вряд ли удастся переубедить принять полную трезвость?

Существует примеры, такие как вождение в нетрезвом состоянии, когда можно нацеливаться на выпивки в определенных ситуациях, не затрагивая потребление в более широком смысле. Видимо, существуют еще иные места работы и отдыха, которые предоставляют возможность для эффективных действий, не затрагивающих потребление алкоголя на душу населения. Но также необходимо улучшение понимания общественностью того факта, что уровни потребления алкоголя будут широко воздействовать на уровень проблем. Поэтому подход Общественного Здоровья должен взять обязательство постоянно распространять это сообщение, ибо только в таком случае люди будут на нашей стороне, и мы получим их поддержку в проведении необходимых политических мер. Это сообщение о том, как и почему мы озабочены количеством потребляемого алкоголя, является настолько существенным, что его надо постоянно подчеркивать. Мы можем высказать наши доводы следующим образом:

«Общественное Здравоохранение в качестве своей основной миссии несет ответственность за наилучшее здоровье людей. Исходя из этого, оно должно стремиться снизить уровень связанных с алкоголем проблем. Общественное Здравоохранение не выступает ни за, ни против алкоголя на основании каких-либо доктрин. При этом для снижения уровня связанных с алкоголем проблем единственной действенной политикой, которую рекомендует наука, является набор политических мер, которые доказали свою эффективность».

Так стоит ли объявлять войну алкоголю?

Некоторые из нас могут уклоняться от горячих разговоров о войне по следующим причинам.

  • Цена слишком высока: война – это не тот образ, который подходит Общественному Здравоохранению.
  • Это подразумевает веру в окончательную победу (но таковой не будет).
  • Это повышает важность внешнего врага (что является упрощенчеством).
  • Это загоняет людей в войска, которыми надо командовать (Общественное Здравоохранение обслуживает и сотрудничает, а не командует).
  • Это отодвигает рациональность на задний план (нам нужна наша невоюющая наука).
  • Это может сделать нас слишком самоуверенно праведными (нам нужно определить и отражать наши собственные этические позиции).

Некоторые из нас поэтому могут захотеть подписать мирный договор и прекратить войну с алкоголем или же с любым другим наркотиком. Войны такого рода обычно вызывают слишком много потерь, при этом объективность часто находится среди первых жертв.

Но, если алкоголь несет ущерб нашим сообществам и этот ущерб по многим своим параметрам связан с количеством выпитого алкоголя, не столкнутся ли те из нас, кто подписал мирный договор, с этической дилеммой? Как мы сможем называть себя сторонниками Общественного Здоровья, смирившись с непрекращающимися производством, продажей и рекламой наркотического вещества, которое ежегодно причиняет вред миллионам людей по всему миру? Это затруднительные вопросы.

Может оказаться полезным сделать различие между неотъемлемой этичностью вещества и этичностью индустрии, которая производит и продает такие товары. В этическом смысле алкоголь – это чрезвычайно двусмысленный товар. Он обеспечивает занятость, дает удовольствие, может употребляться многими людьми длительное время без видимого ущерба. Но это также токсичное вещество, которое вызывает зависимость, приводит в широких масштабах к болезням, несчастным случаям, насилию, смерти, страданиям семьи и общественным затратам.

Обращаясь затем от этичности вещества к связанному с этим, но отдельному вопросу об этичности индустрии, некоторые из нас будут, вероятно, утверждать, что в течение последних нескольких лет многонациональная питейная индустрия слишком часто вела себя таким образом, который очень похож на наихудшую практику табачной индустрии. Они очень явно нацеливаются на молодежь, как показало их поведение в отношении алкопопсов (слабоалкогольных напитков для молодежи). Они пытаются нацелиться на развивающийся мир так, что это очень напоминает производителей табака.

Также как табачная индустрия отказывается признать, что никотин вызывает зависимость, они отрицают научные данные о том, что уровни потребления алкоголя среди населения влияют на здоровье общества. Они создают организации прикрытия, такие как Центр Алкогольной Политики в Вашингтоне, Амстердамская Группа, Группа Портман, и пытаются копировать дискредитировавшую себя тактику табачной индустрии.

Если алкогольная индустрия будет продолжать вести себя подобным образом, она неизбежно станет отверженной, так же как табачная индустрия. Мы должны решать вопросы, исходя из собственных суждений, но моя позиция такова, что если этичность алкоголя, как изделия, весьма сомнительна, я считаю для себя недопустимым брать деньги у питейной индустрии или сотрудничать с финансируемыми индустрией организациями. Не вызывает сомнения то, что в отношении этих и других проблем этики и ценностей мы должны уделять больше времени открытым и толерантным дебатам.

Этика не является излишней в любой области здравоохранения.

Иметь дело с алкоголем – это означает иметь дело с двусмысленностями внутри нашего общества и внутри нас самих, и поэтому существует необходимость в открытости и толерантности и признании того, что мы многого не знаем. Но каковы бы ни были сложности, есть, тем не менее, некие ценности, которые каждый из нас считает несомненными.

Над дверью в Департамент Здравоохранения в бедном районе Лондона выбита следующая надпись: «Здоровье людей – вот Высший Закон». Эти несколько лаконичных слов, возможно, являются наиболее простым выражением принципов, которые являются нашей общей основой.

(перевод сделан по тексту, опубликованному в журнале The Globe, № 3, 1998)

Навигация по разделу — о средствах массовой информации (о СМИ):

1.1 Чем наркотики как товар отличаются от других предметов потребления
1.2 Чем наркомания как болезнь отличается от других болезней
1.3 В чем могут состоять цели СМИ в освещении темы легальных и нелегальных наркотиков
1.4 Могут ли СМИ влиять на потребление алкоголя, табака и наркотиков?
2.1 Психология журналистов, пишущих на темы легальных и нелегальных наркотиков
2.2 Интересы журналиста и интересы потребителя информации
2.3 Легальные и нелегальные наркотики – предмет индивидуального потребления или объект политики?
2.4 Социально-культуральные препятствия для освещения вопросов контроля над алкоголем, табаком и наркотиками в СМИ
2.5 Защита общественных изменений – почему это работает
2.6 Социальный маркетинг и политическая работа со СМИ
3.1 Стратегическое планирование. Девять ключевых вопросов для достижения ясности в построении стратегии
3.2 Сообщение, которое мы хотим передать
4.1
Как обычно выглядят статьи о наркотиках, алкоголе и табаке
4.2 Как писать о наркотиках с пользой?
4.3 Особенности освещения темы алкоголя в СМИ с точки зрения общественного здравоохранения
4.4 Как подготовить эффективный материал о табаке
5.1 Персональные истории как информация для СМИ
5.2 Результаты научных исследований
5.3 Факты не говорят сами за себя. Использование статистических данных
5.4 Международная информация по проблеме
6.1 Какую информацию можно получить от разных людей
6.2
Психологические трудности контакта «журналист – эксперт»
Приложение №1
Приложение №2

Татьяна Андреева
Анна Довбах
Константин Красовский

Комментирование закрыто.